В 1943 г. Армия США представили требования на транспортно-десантный планер, который можно было бы буксировать за
быстроходными самолетами. За постройку такого аппарата взялся
Михаил Струков. В качестве производственной базы он
использовал маленькую мебельную фабрику "Чейз Бразерс" на Манхеттене. 30
октября, после того как крыло планера выдержало стендовые испытания,
контракт был подписан. Фабрика превратилась в "Чейз Эркрафт Компани", ее
президентом и главным конструктором стал Струков, а его заместителем -
другой известный авиаконструктор из России М.Л.Грегор (Григорашвили).
К осени 1944 г. планер под обозначением XCG-14 (X-eXperimental, C-Cargo,
G-Glider) был построен. Он представлял собой цельнодеревянный высокоплан с
крылом, имевшим "профиль Струкова", и несущей обшивкой из обычной фанеры.
Поверхности управления были обтянуты тканью. 16 десантников размещались на
откидных сиденьях в удобной грузовой кабине с боковыми дверями. Для загрузки
и выгрузки техники задняя частьфюзеляжа откидывалась вбок. Двухместная
кабина пилотов имела огромный фонарь "оранжерейного" типа. Шасси - неубираемое, трехопорное с хвостовым колесом.
Первый полет XCG-14 состоялся 4 января 1945 г. на аэродроме Нью-Арк,
недалеко от Филадельфии. Струков лично принимал участие в испытаниях в
качестве второго пилота. Истребитель Р-47В буксировал планер со скоростью до
360 км/ч. Однако, несмотря на хорошие результаты, заказов на XCG-14 не
поступило - легких планеров в американской армии уже было более чем
достаточно. Аппаратов же среднего класса не имелось вообще, и фирма Струкова
получила заказ на такой планер.
Чтобы ускорить его постройку, использовали крыло от XCG-14, а фюзеляж
сделали новый. Вместо деревянной фермы Струков применил металлическую из
стальных труб. Грузовая кабина вмещала 24-28 десантников или армейский
грузовик. Для погрузки и выгрузки техники задняя часть фюзеляжа на шарнирах
откидывалась вверх, а часть грузового пола опускалась, играя роль рампы. Трехопорное шасси имело убираемое переднее колесо. На носу опытного XCG-14А
впервые появилась фирменная эмблема: изображение десантно-транспортного
планера в круге, по ободу которого шли надписи "Stroukoff" и "Avitruk". 16
октября 1945 г. планер поднялся в воздух. Этот сравнительно тяжелый аппарат
оказался очень маневренным и легким в управлении. Но, несмотря на хорошие
летно-технические характеристики и широкий диапазон возможного применения,
XCG-14A в серию не пошел. Война кончилась, и потребность в дешевых планерах
смешанной конструкции отпала.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XCG-14 |
XCG-14A |
Размах крыла, м |
21.80 |
26.30 |
Длина самолета,м |
13.05 |
16.80 |
Высота самолета,м |
|
|
Площадь крыла,м2 |
47.20 |
65.70 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1470 |
3600 |
максимальная взлетная |
3450 |
7000 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
285 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Полезная нагрузка: |
16
десантников |
до 21 десантника |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|