В 1943 г. Армия США представили требования на транспортно-десантный планер, который можно было бы буксировать за
быстроходными самолетами. За постройку такого аппарата взялся
Михаил Струков. В качестве производственной базы он
использовал маленькую мебельную фабрику "Чейз Бразерс" на Манхеттене. 30
октября, после того как крыло планера выдержало стендовые испытания,
контракт был подписан. Фабрика превратилась в "Чейз Эркрафт Компани", ее
президентом и главным конструктором стал Струков, а его заместителем -
другой известный авиаконструктор из России М.Л.Грегор (Григорашвили).
К осени 1944 г. планер под обозначением XCG-14 (X-eXperimental, C-Cargo,
G-Glider) был построен. 16
октября 1945 г. планер поднялся в воздух. Этот сравнительно тяжелый аппарат
оказался очень маневренным и легким в управлении. Но, несмотря на хорошие
летно-технические характеристики и широкий диапазон возможного применения,
XCG-14A в серию не пошел. Война кончилась, и потребность в дешевых планерах
смешанной конструкции отпала.
Струков оказался перед выбором: либо подобно большинству временных
планеростроительных предприятий прекратить свою деятельность и вернуться к
прежним мирным занятиям, либо продолжить рискованные попытки пробиться на
загруженный послевоенный рынок летательных аппаратов. Георгиевский кавалер
предпочел последнее.
В конце войны в США появилась концепция, предусматривавшая
переоборудование транспортных самолетов в планеры, и наоборот в зависимости
от конкретной ситуации. Весной 1945 г. Струков предложил военным проекты
двух таких цельнометаллических планеров грузоподъемностью 3,6 т и 7,2 т.
Предполагалось, что их безмоторный и самолетный варианты могут быть легко
переоборудованы друг в друга, применяться как в отдельности, так и в паре,
причем самолет должен был буксировать более тяжело загруженный планер.
Струков назвал эту концепцию "мама-дочка". Заказчики благосклонно отнеслись
к его предложениям и в начале 1946 г. подписали контракт на постройку двух
средних десантно-транспортных планеров XCG-18A. К тому времени "Чейз Эркрафт
Корпорейшн" переехала в Западный Трентон, штат Нью-Джерси, где были созданы
все последующие летательные аппараты Струкова. Штат фирмы увеличился. На ней
нашли работу многие выходцы как из белой эмиграции, так и "перемещенные лица"
из Европы (например, В.Н.Серединский, А.Анчурин, П.Протасов, которые
впоследствии стали крупными деятелями аэрокосмической отрасли США). 1946 г.
был связан в жизни Струкова не только с приятными моментами, но и с большим
горем - смертью жены. Но, будучи на седьмом десятке, он вскоре женился и
даже вновь стал отцом.
Планер XCG-18A Avitruc представлял собой высокоплан
со сварным ферменным фюзеляжем из стальных труб, к которым на заклепках
крепилась усиленная стрингерами дюралевая обшивка. В грузовой кабине
прямоугольного сечения (длина 8,25 м, ширина 2,35 м, высота 2 м) вдоль
бортов стояли по 10 откидных сидений десантников и еще 10 - посередине. В
санитарном варианте можно было установить оборудование для перевозки 24
раненых и двух сопровождающих. Заканчивалась кабина большим грузолюком с
рампой, что позволяло загружать технику своим ходом или втягивать грузы при
помощи наземной лебедки.
Для безопасности летчиков их кабина отделялась трубчатой перегородкой, а
ее пол находился выше грузового. Два двутавровых стальных лонжерона вместе
со стеночными и ферменными нервюрами составляли силовую конструкцию крыла,
обшитого дюралевыми листами. Оснащенные электроприводными триммерами элероны
и рули, как и щелевые закрылки, обтягивались тканью. Для обеспечения хороших
взлетно-посадочных характеристик закрылки имели большую площадь и могли
отклоняться до 75°. Трехопорное шасси с носовым убирающимся колесом было
спроектировано из расчета грубых посадок на неподготовленные площадки и
позволяло планеру "приседать" для облегчения загрузки техники.
В декабре 1947 г. два оговоренных контрактом XCG-18A были закончены, и
еще три находились на разных стадиях постройки. Начавшиеся испытания первого
экземпляра показали прекрасные летно-технические качества аппарата.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XCG-18 |
Размах крыла, м |
29.20 |
Длина самолета,м |
18.76 |
Высота самолета,м |
8.20 |
Площадь крыла,м2 |
96.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8900 |
максимальная взлетная |
12400 |
Максимальная скорость, км/ч |
226 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 20 десантников
или 24 раненых и двое сопровождающих |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2011
|