По решению ЦК ДОСО (Добровольная Организация Содействии Обороне), в 1955 году
на аэродроме близ села Мусачево Софийской области, где к этому времени
базируется Центральный аэроклуб, создается ведомственная самолетная мастерская.
Первоначально в ее задачи входит ремонт и регламентные работы по находящимся в
эксплуатации планерам. В мастерскую поступают на работу опытные специалисты с
авиаремонтных баз военных аэродромов Враждебна и Божуриште. Свертывание
самолетостроения в Болгарии наводит руководства ДОСО на мысль, что мастерская в
Мусачево должна развиваться с перспективой стать предприятием по производству
новых самолетов.
Первым детищем мастерской в Мусачево является современный двухместный учебный
планер "Ястреб".
Еще в 1953 году ЦК ДОСО объявляет конкурс на создание двухместного
учебно-тренировочного планера, для нужд разрастающихся аэроклубов, где наличные
"журавли" и "пионеры" явно не могут удовлетворить растущие потребности.
Авиаконструкторы инж. Любен Панов и инж. Димитр Панчовски в сотрудничестве с
инженером-конструктором мастерской в Мусачево Рашко Радомировым выигрывают
конкурс со своим проектом. В 1957 году начинается строительство прототипа,
который готов в начале 1958 года. Испытания показывают, что конструкция -
удачная. Планер с именем "Ястреб" разрешен для простого и фигурного пилотажа.
Это верхнеплан с подкосным крылом. Конструкция - деревянная с обшивкой из
полотна. Крыло снабжено воздушными тормозами. Система для посадки состоит из
лыжи, колесо с амортизатором и хвостового костыля. Кабина закрытая, двухместная,
с двойным управлением, причем переднее место - для обучаемого, а заднее - для
инструктора. Испытательные полеты показывают, что "Ястреб" вполне подходит для
учебно- тренировочной деятельности. Серия из 10 планеров высвобождает часть
планеров "Жерав" для состязательной деятельности и достижения высоких спортивных
результатов.
Параллельно с "Ястребом" мастерская производит в 1958 году для нужд массового
планерного спорта серию из 10 планеров по советской документации. Это - планер
для начального обучения БРО-11. Конструкция - деревянная, обшивка - из полотна.
Фюзеляж имеет рамочную конструкцию без обшивки. Кабина пилота закрывается
обтекателем. На этих планерах совершаются полеты в местных клубах планерного
спорта. Полеты производятся со склона.
Так, в 1958 году мастерская в Мусачево сдает свой экзамен на аттестат зрелости и
дает болгарским планеристам уверенность, что больше не последует кризисных
ситуаций в отношении базы для осуществления полетов после прекращения
производства на государственных заводах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ястреб |
Размах крыла, м |
15.00 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
19.50 |
Масса, кг |
|
пустого |
220 |
максимальная |
400 |
Максимальная скорость, км/ч |
180 |
Макс. аэродинамическое качество |
20 |
Скорость МАК, км/ч |
75 |
Минимальная скорость снижения, м/с |
0.9 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Список источников: |
|
|
Иван Бориславов.
Планеры построенные в Болгарии |
Уголок неба. 2004
|