Строительство планеров в Болгарии предшествует строительству самолетов с
двигателем. Под воздействием полетов Отто Лилиенталя еще на заре ХХ-го века в
Болгарии строились планеры и делались попытки, когда успешные, когда
безуспешные, совершать полеты. Планеры строили и автор первой болгарской
"Истории авиации" (София, 1923 г.) Асен Ю. Попов, и пионер болгарского
воздухоплавания Васил Златаров, и юноша Асен Хр. Йорданов - будущий знаменитый
американский авиаконструктор. Но об истинном планерном спорте можно говорить
лишь после организации в 1926 году "Общества планерного спорта" на аэродроме
Божуриште.
Молодой авиаконструктор инж. Цветан Лазаров строит планер оригинальной
конструкции. Планер с наименованием "Дрангов" (полковник Дрангов
- болгарский офицер, национальный герой - авт.) является бипланом с двойным вертикальным
стабилизатором-рулем и хорошими летными характеристиками. На нем выполняются
парящие полеты со склона.
Планеры типа "Здравка", конструкция инженера Хермана Винтера,
названы "Топракчиев"
и "Векилски" (майор Векилски,
поручик Топракчиев - болгарские офицеры, национальные герои. Поручик Топракчиев
- первая жертва мировой авиации во время боевых действий. Он погибает 19.10.1912
г. во время Балканской войны - авт.), построенные на ДАР-Божуриште, имели высокие для того времени
летные качества. Первый полет планер совершил в 1926 году.
На любительских началах, под руководством инженеров и мастеров ДАР-Божуриште
было построено несколько планеров типа "парящий". Работы велись вечерами - после
школы, после работы. Особенно активным было участие в строительстве этих
планеров молодого авиаконструктора, инженера Кирила Петкова.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Здравка |
Размах крыла, м |
11.20 |
Длина, м |
5.00 |
Высота, м |
1.56 |
Площадь крыла, м2 |
14.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
120 |
максимальная |
200 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Макс. аэродинамическое качество |
14 |
Скорость МАК, км/ч |
55 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|