Фамилия Бреге восходит к знаменитому французскому часовщику швейцарского происхождения Абрахаму Луи Бреге (Brеguet, Abraham-Louis, 1747-1823).
Обладанием Брегетами гордились Луи XVI, Наполеон Бонапарт, Александр I, Черчилль, Лев Толстой…. Абрахам Бреге изобрел более десяти часовых устройств, в том
числе «Турбийон» (Regulator a Tourbillion), позволяющий уменьшить влияние силы земного притяжения на точность хода часового механизма. Очередную победу над
земным притяжением одержали внуки часовщика.
В сентябре 1907 года впервые в истории авиации геликоптер Луи Бреге мощностью установленного на нем мотора поднял человека в воздух. Аппарат построили братья
Жак и Луи Бреге (Louis et Jacques Breguet) в сотрудничестве с профессором Шарлем Рише (Charles Richet).
Аппарат, названный авторами Жиропланом № 1 (Gyroplane № 1), имел 4 ротора с лопастями бипланного типа. Общая площадь 32-х лопастей составляла 26 квадратных
метров. Восьмицилиндровый поршневой двигателем Antoinette развивал мощность 44-45 л.с. (номинальаня - 50 л.с.), роторы вращались со скоростью 78 об/мин. При испытаниях сиденье пилота занимал инженер Волюмар (Volumard). 29
сентября аппарат массой 578 кг поднялся на высоту 1,6 м.
Однако полет не был свободным — машину, не имевшую органов управления, удерживали и направляли 4 помощника, в том числе Жак, брат Луи, механик Дефорж.
Впоследствии Луи Бреге, вспоминая перипетии этого полета, все время подсчитывал: «Аппарат весил столько-то килограмм, мотор развивал столько-то сил… Ты, Жак,
удерживал с силой 10-20 килограмм, чтобы помешать мне взлететь. Дефорж и два других — еще по 20. Итого 60-80 килограмм дополнительно к весу аппарата».
Каждый раз при этих словах Жак и Дефорж хитро переглядывались: «Мы не удерживали, мы подталкивали!...»
В этом же году братья Бреге и Шарль Рише построила
Жироплан двухвинтовой поперечной схемы (Gyroplane № 2). Первоначально аппарат представлял собой
уменьшенный в два раза Жиропланом № 1, дополненную крыльями и рулями. На этом доработки не закончились - вскоре был построен Gyroplane
№ 2bis с наклонными винтами.
22 июля 1908 года Gyroplane № 2bis
разбежался и взлетел, набрав высоту около четырех метров. Однако сразу вырисовались значительны проблемы. Плоскости в
турбулентном потоке, недостаточный обдув рулевых поверхностей - все это привело к тому, что аппарат был малоуправляем. Даже с этой несерьезной высоты он
ухитрился упасть, сильно повредившись при посадке.
Несмотря на неудачи 28 октября 1908 года Луи Бреге получил патент на карданное соединение лопастей с ротором несущего винта, позволяющее лопастям свободно устанавливаться под
совместным действием аэродинамических и центробежных сил.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Gyroplane № 2bis |
Диаметр несущего винта, м |
4.25 |
Размах крыльев, м |
14.00 |
Длина, м |
9.00 |
Высота , м |
3.35 |
|
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
550 |
Тип двигателя |
1 ПД Antoinette |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2022
|