Уголок неба ¦ GIL BŻ-1 GIL

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная легкие
   BŻ-1 Gil
       
Разработчик: Główny Instytut Lotnictwa (GIL)
Страна: Польша
Первый полет: 1950
Тип: Легкий вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 2020 году исполнилось 70 летие первого полета первого экспериментального вертолета польской разработки – BŻ-1 Gil. Он был создан на экспериментальном производстве Главного института авиации (Główny Instytut Lotnictwa) в Варшаве по инициативе Збигнева Бжоска Zbigniew Brzoska).

Работы начались в 1948 году. Главным конструктором был Бронислав Жураковский (Bronisław Żurakowski), который спроектировал несущий ротор и систему управления. Структуру фюзеляжа, хвостовой балки, хвостовой винт и шасси спроектировал инженер Тадеуш Хылиньски (Tadeusz Chyliński), а силовую установку и привод – инж. Збигнев Бжоска. В проекте было использовано немного немецких запчастей, оставшихся после войны, в том числе – двигатель Hirth и колеса стартовой тележки для планера Kranich. Изначально вертолет не имел официального названия, только регистрационные знаки SP-GIL (от сокращенного названия института). Из-за этих знаков он получил прозвище "Gil", а также обозначение BŻ-1, по инициалам конструктора.

Изготовление опытного экземпляра было закончено в 1949 году. Первый удачный полет прошел 4 апреля 1950 года. Во время первых полетов машину пилотировал сам конструктор. Внимания заслуживает тот факт, что это были его первые полеты на вертолете, да еще и в качестве пилота. Исследования затрудняли частые поломки различных механизмов привода. Также большой проблемой были вибрации, которые стали причиной многих неудач в конструкциях вертолетов во всем мире. В 1951 году, во время проведения очередного ремонта, удалось значительно уменьшить вибрации, благодаря применению на роторе специального резонансного гасителя. Такое оригинальное решение предложил инж. Збигнев Бжоска, а его реализовал инж. Бронислав Жураковский.

После аварии в 1953 году испытания были прерваны, вертолет отремонтирован, но к полетам не допускался до осени 1956 года. Для продолжения полетов конструкция была усилена и изменена. После следующей аварии в 1957 году полеты были прерваны, а вертолет списан.

С современной точки зрения его конструкция выглядит примитивно, но надо помнить, что это был опытный образец. Машина была предназначена для получения опыта в неизвестной области. Он был построен малой ценой в разрушенной войной стране, где трудно было найти деньги для исследований. Но как новаторская концепция он идеально подходил для тестов.

Можно только пожалеть, что в Польше не получила тогда продолжения работа над собственными конструкциями. В стране развернулось производство вертолетов по советской лицензии. Хотя начало было многообещающим. Тем более, что Польша приступила к работам в этой области практически одновременно с другими всемирно известными конструкторами и производителями. Они также прошли путь неудач, аварий и разочарований пока не достигли заслуженного успеха.

Вертолет никогда не получал официального названия, а имел только бортовой знак SP-GIL. В некоторых публикациях его называют BŻ-1 "Gil", но это скорее литературный прием, чтобы было понятнее о чем идет речь.

В конце октября 1960 года вертолет был исключен из реестра воздушных судов и сначала передан в Музей техники в Варшаве, а затем в Музей авиации в Кракове. Из-за плохих условий хранения вертолет был серьезно поврежден, кроме того не хватало некоторых элементов. В 1987 году по инициативе энтузиастов Института авиации, возникла идея реставрации воздушного судна. Она была реализована на Опытном производстве Института авиации. 29 апреля отреставрированный вертолет был передан в Музей Кракова.

 




 ЛТХ:
Модификация   BŻ-1
Диаметр несущего винта, м   8.80
Диаметр рулевого винта, м  
Длина,м   8.50
Высота ,м   3.00
Масса, кг  
  пустого   510
  максимальная взлетная   610
Тип двигателя   1 ПД Hirth HM 504
Мощность, кВт   1 х 105
Максимальная скорость, км/ч   140
Крейсерская скорость, км/ч   120
Практическая дальность, км   260
Скороподъемность, м/мин   150
Практический потолок, м   2000
Статический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1
 BŻ-1 (на заднем плане - BŻ-4)
 BŻ-1
 BŻ-1 в Музее Кракова    (c) Karol Placha Hetman
 BŻ-1

  Схемы:

 BŻ-1

 



 

Список источников:

Aircargonews.ru. 67-летие полета первого польского вертолета
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. PZL-Swidnik BZ-1 "Gil"
Lotnictwo 2005-02. Andrzej Glass. Śmigłowiec BŻ-1 GIL
Samolotypolskie.pl. SP-GIL, 1950 (BŻ-1 "Gil", GIL)
Plastikowe.pl. BŻ-1 Gil
Polot.net. Główny Instytut Lotnictwa SP-GIL. 1950r. - Historia


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: