Уголок неба ¦ GIL BŻ-4 Żuk

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная легкие
   BŻ-4 Żuk
       
Разработчик: Główny Instytut Lotnictwa (GIL)
Страна: Польша
Первый полет: 1959
Тип: Легкий вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1954 году в летном институте (IL) было организовано конструкторском бюро вертолетостроения, директором которого являлся Zurakowski. Первой темой был проект вертолета GIL-4, который потом получил новое обозначение BŻ-4 и имя Żuk (Жук). Вертолет проектировался в двух вариантах. Для ВВС - 2-местный связной с увеличенным топливным баком, а для гражданской авиации - пассажирский 4 местный, санитарный, сельскохозяйственный и учебный.

Летом 1956 года в департаменте опытного производства IL закончили строительство первого прототипа, который был представлен общественности еще до первого полета, на выставке авиационной техники, состоявшейся в конце августа того же года, рядом с аэропортом Okecie. Исследования вертолета на земле началась в том же году, и продолжались до середины 1959 г. В ходе испытаний возникали многочисленные повреждения различных элементов, что приводило к продолжительным перерывам для ремонта и замены деталей.

На основе хорошо проверенного двигателя WN-3 в IL для вертолета был разработан его вариант WN-4. Главным конструктором был Wiktor Narkiewicz. Несколько двигателей этого типа были изготовлены и испытаны в институте в период 1956-1957 гг. Стартовая мощность двигателя была 235 кВт (320 л.с.), 15 кВт (20 л.с.) отнимал вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя.

В первые недели 1959 года прототип был опробован в полетах на привязи, а 10 февраля, пилотируемый летчиком-испытателем IL Ryszardom Witkowskiego, совершил первый свободный полет. Вертолет показал хорошие летно-пилотажные характеристики и был устойчивым в зависании и полете. В ходе испытаний были выявлены серьезные дефекты, полеты были прерваны. Во время следующего полета 29 августа 1959 г., из-за ошибки пилотирования, лопасть несущего винта повредила хвостовую балку. Машину отремонтировали, но испытания прекратили, и строительства двух других прототипов остановили.

Два года спустя второй прототип достроили в Департаменте опытного производства IL для выставки "Вертолеты", проходящей в 1962 году перед Дворцом Культуры и науки в Варшаве. Эта машина отличалась некоторыми деталями: изменения в остекления передней части корпуса, дополнительные треугольные окна в нижней части передних дверей, складывающиеся лопасти и т.д. Третий прототип не был завершен, все работы были прекращены. В Польше уже было начато лицензионное производство вертолета Ми-1, который удовлетворял всем потребностям военной и гражданской авиации.

Первый прототип BZ-4 впоследствии был размещен в военно-технической академии в Варшаве, а второй, так и не летавший, в технический музей, который в свою очередь, передал его в Музей авиации и космонавтики в Кракове.

Конструкция

Четырехместный многоцелевой вертолет: связи, транспорта, обучения и санитарии. Одновинтовая схема с хвостовым винтом.

Несущий винт - трехлопастной. Лопасти полностью деревянной конструкции. Для облегчения перевозки лопасти складывались.

Корпус представлял собой пространственную сетку, сваренную из труб и обшитую дюралюминиевыми листами. В кабине с большими передними стеклами размещались два кресла пилотов и заднее сиденье. По бокам две входные двери. В центральной части фюзеляжа размещался моторный отсек совместно с главной передачей. К задней части корпуса крепилась балка хвостового оперения, треугольного сечения. В конце балки размещался небольшой, регулируемый в полете балласт.

Силовая установка - семицилиндровый звездообразный двигатель WN-4. Двигатель размещался в лежачем положении. Охлаждение цилиндров обеспечивал вентилятор, установленный на валу двигателя. Запуск осуществлялся при помощи сжатого воздуха. Два топливных бака с общим объемом 220 дм3, один под диваном пассажиров, а другой в задней части корпуса. Масляный радиатор располагался над кабиной экипажа, был соединен с маслобаком емкостью 24 дм3, расположенным в хвостовой части фюзеляжа, над вторым топливным баком.

Шасси - четырехколесное, неубирающееся. На передних опорах устанавливались масляные амортизаторы с небольшим ходом штока. Задние стойки с газо-маслянными амортизаторами.

Вертолет оснащался бортовым радиопередатчиком, сильный фарой для посадки, сигнальными ракетами.

 




 ЛТХ:
Модификация   BŻ-4
Диаметр несущего винта, м   12.00
Диаметр рулевого винта, м  
Длина,м   10.55
Высота ,м   2.80
Масса, кг  
  пустого   1050
  максимальная взлетная   1500
Тип двигателя   1 ПД Narkiewicz WN-4
Мощность, кВт   1 х 240
Максимальная скорость, км/ч   156
Крейсерская скорость, км/ч   125
Практическая дальность, км   260
Скороподъемность, м/мин   276
Практический потолок, м   3000
Статический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   2-3 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4
 BŻ-4

  Схемы:

 BŻ-4

 



 

Список источников:

Andrzej Morgala. Polskie samoloty wojskowe. 1945-1980 (перевод Дмитрия Письменского)
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. PZL Swidnik BZ-4 "Żuk"
P.Lambermont "Helicopters and Autogyros of the World
Maly Modelarz. PZL Swidnik BŻ-4 Żuk
Samolotypolskie.pl. BŻ-4 "Zuk", 1959 (GIL-4)
Plastikowe.pl. BŻ-4 Zuk
Muzeumlotnictwa.pl. Helicopter: BŻ-4 Żuk
Air Pictorial 1957-02. J.Orwovski. Poland's Nation Aviation Day
MiniReplica No.60. Michal Arendasz. Żuk, czyli zaskakujace wyzwanie


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: