В 1954 году в летном институте (IL) было организовано конструкторском бюро вертолетостроения, директором которого являлся Zurakowski. Первой темой был проект вертолета GIL-4,
который потом получил новое обозначение BŻ-4 и имя Żuk (Жук). Вертолет проектировался в двух вариантах. Для ВВС - 2-местный связной с увеличенным топливным баком, а для гражданской
авиации - пассажирский 4 местный, санитарный, сельскохозяйственный и учебный.
Летом 1956 года в департаменте опытного производства IL закончили строительство первого прототипа, который был представлен общественности еще до первого полета, на выставке
авиационной техники, состоявшейся в конце августа того же года, рядом с аэропортом Okecie. Исследования вертолета на земле началась в том же году, и продолжались до середины 1959
г. В ходе испытаний возникали многочисленные повреждения различных элементов, что приводило к продолжительным перерывам для ремонта и замены деталей.
На основе хорошо проверенного двигателя WN-3 в IL для вертолета был разработан его вариант WN-4. Главным конструктором был Wiktor Narkiewicz. Несколько двигателей этого типа были
изготовлены и испытаны в институте в период 1956-1957 гг. Стартовая мощность двигателя была 235 кВт (320 л.с.), 15 кВт (20 л.с.) отнимал вентилятор, предназначенный для охлаждения
двигателя.
В первые недели 1959 года прототип был опробован в полетах на привязи, а 10 февраля, пилотируемый летчиком-испытателем IL Ryszardom Witkowskiego, совершил первый свободный полет.
Вертолет показал хорошие летно-пилотажные характеристики и был устойчивым в зависании и полете. В ходе испытаний были выявлены серьезные дефекты, полеты были прерваны. Во время
следующего полета 29 августа 1959 г., из-за ошибки пилотирования, лопасть несущего винта повредила хвостовую балку. Машину отремонтировали, но испытания прекратили, и строительства
двух других прототипов остановили.
Два года спустя второй прототип достроили в Департаменте опытного производства IL для выставки "Вертолеты", проходящей в 1962 году перед Дворцом Культуры и науки в Варшаве. Эта
машина отличалась некоторыми деталями: изменения в остекления передней части корпуса, дополнительные треугольные окна в нижней части передних дверей, складывающиеся лопасти и т.д.
Третий прототип не был завершен, все работы были прекращены. В Польше уже было начато лицензионное производство вертолета Ми-1, который удовлетворял всем потребностям военной и
гражданской авиации.
Первый прототип BZ-4 впоследствии был размещен в военно-технической академии в Варшаве, а второй, так и не летавший, в технический музей, который в свою очередь, передал его в
Музей авиации и космонавтики в Кракове.
Конструкция
Четырехместный многоцелевой вертолет: связи, транспорта, обучения и санитарии. Одновинтовая схема с хвостовым винтом.
Несущий винт - трехлопастной. Лопасти полностью деревянной конструкции. Для облегчения перевозки лопасти складывались.
Корпус представлял собой пространственную сетку, сваренную из труб и обшитую дюралюминиевыми листами. В кабине с большими передними стеклами размещались два кресла пилотов и заднее
сиденье. По бокам две входные двери. В центральной части фюзеляжа размещался моторный отсек совместно с главной передачей. К задней части корпуса крепилась балка хвостового
оперения, треугольного сечения. В конце балки размещался небольшой, регулируемый в полете балласт.
Силовая установка - семицилиндровый звездообразный двигатель WN-4. Двигатель размещался в лежачем положении. Охлаждение цилиндров обеспечивал вентилятор, установленный на валу
двигателя. Запуск осуществлялся при помощи сжатого воздуха. Два топливных бака с общим объемом 220 дм3, один под диваном пассажиров, а другой в задней части корпуса. Масляный
радиатор располагался над кабиной экипажа, был соединен с маслобаком емкостью 24 дм3, расположенным в хвостовой части фюзеляжа, над вторым топливным баком.
Шасси - четырехколесное, неубирающееся. На передних опорах устанавливались масляные амортизаторы с небольшим ходом штока. Задние стойки с газо-маслянными амортизаторами.
Вертолет оснащался бортовым радиопередатчиком, сильный фарой для посадки, сигнальными ракетами.