В 1952 году в Нидерландах
была сформирована организация SOBEH, задачей которой было проектирование
и постройка экспериментального вертолета с реактивным приводом несущего
винта. Данный проект оказался более удачным, чем аналогичные разработки
в тех же США - типа McDonnell XH-20, так и не вышедшего за рамки
прототипа. Опытный вертолет SOBEH H-2, PH-NFI, был облетан в мае 1955
года, через год за ним последовал прототип H-3 Kolibrie - на тот
момент для постройки и маркетинга данного вертолета была сформирована
компания "Nederlandse Helicopter Industrie" (NHI).
Вертолет NHI H-3 имел
простую конструкцию, был рассчитан на перевозку двух человек и оснащался
двухлопастным несущим винтом с установленными на законцовках лопастей
прямоточными воздушно-реактивными двигателями NHI TJ-5 тягой по 20 кгс.
Вертолет также оснащался небольшим рулевым винтом. Он предназначался для
решения широкого круга общих задач, включая перевозку грузов, опыление
полей или для перевозки двух носилочных больных. В 1957 году была
выпущена первая партия из 10 вертолетов, три из которых использовались в
программе сертификации.
Вторая партия вертолетов -
также из 10 машин - должна была строиться с более мощными двигателями
TJ-5A, но данных о том, сколько точно машин из этой партии было
построено - нет. Производство свернули, поскольку выяснилось, что
вертолет в такой комплектации является слишком дорогим в эксплуатации.
Вертолеты поставлялись в Германию, Израиль, Нидерланды, Новую Гвинею и
Великобританию. Поздние NHI H-3 оснащались ПВРД TJ-5A тягой по 23 кгс,
они имели максимальную скорость 116 км/ч.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
H-3 |
Диаметр несущего винта, м |
9.95 |
Длина, м |
4.32 |
Высота ,м |
2.75 |
Ширина, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
276 |
максимальная взлетная |
650 |
Тип двигателя |
2
РД NHI TJ-5 |
Тяга, кН |
2 х
0.23 |
Максимальная скорость, км/ч |
116 |
Крейсерская скорость, км/ч |
100 |
Практическая дальность, км |
75 |
Практический потолок, м |
1600 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|