Среди ультралегких
вертолетов, представленных на нынешней выставке-ярмарке Aero-2017 в
Фридрихсхафен большой интерес вызвал HTC 130. Эту конструкцию разработали
две французских компании Heli Tech и MC Aeronautique,
вместе с которой входит в МС Finances Group. Вертолет приковывал внимание не
только непривычной, несколько топорной внешностью, но также интересными
техническими решениями.
Конструктором вертолета является технический директор этой компании Паскаль Жан Фулкранд (Pascal Jean Fulcrand), с которым встретиться не удалось. Моим гидом по
экспозиции компании стал Николя Корметис (Nicolas Kourmetis), специалист по
двигателям.
В основу концепции вертолета заложена идея обеспечения максимальной
безопасности полета. Это не случайно, так как Heli Tech занята, среди прочего,
подготовкой пилотов и обслуживанием вертолетов.
Вероятно, самым большим новшеством, направленным на реализацию
выбранной концепции является использование нового двигателя.
Оказывается, в компании специально для использования в вертолетных конструкциях
разработаны два типа двухта кгн ых дви гателей оди на ковой мощности -135 л.с.
Первый, НТ 422i, оригинален применением двух секций по два цилиндра. В каждой
есть собственный коленчатый вал, который может работать независимо от другой
секции. Управление осуществляет электронный блок, позволяющий согласовать работу
обеих секций. В случае отказа в одной из секций электроника ее отключает, а
вторая продолжает работу в аварийном режиме, позволяющем вертолету продолжить
полет и дает пилоту достаточно времени, чтобы найти подходящую площадку и
совершить вынужденную посадку. Этот двигатель дает беспрецедентный уровень безопасности,
который невозможен для традиционных моторов.
Второй двигатель НТ 222 i отличается меньшим весом и большей экономичностью.
Николя назвал его сверхлегким. Особенностью этого мотора является двойной
впрыск. По утверждению разработчиков, этот двигатель очень экономичный.
Кроме мощности и общих описаний, технические характеристики не приведены ни в
рекламных проспектах, ни на сайте. Очевидно, что для отработки авиационного
двигателя требуется гораздо больше времени, чем для создания самолета или
вертолета. Тем более, для одновременной разработки двух типов двигателей и
нового вертолета.
Новая силовая установка - не единственная особенность конструкции НТС 130.
Использование ременных передач в главном редукторе и трансмиссиях сверхлегких
вертолетов стало уже классическим решением. Но не для Heli Tech. В этом
вертолете нет ремней. По замыслу конструкторов такое решение упростит
обслуживание, позволит снизить затраты на него и уменьшить уровень вибраций
конструкции.
Еще одна особенность конструкции НТС 130, следующая из концепции проектирования,
- использование быстродействующей парашютной системы спасения (БПС). Она
закреплена на валу несущего винта над лопастями, и ее приводит в действие
пиропатрон, то есть срабатывание происходит очень быстро. Система рассчитана на
спасение экипажа вместе с вертолетом. Характеристики парашютной системы мне пока
неизвестны, опубликовать их не могу. Конечно, использование БПС в вертолете не
все считают целесообразным. Пилоты больше полагаются на авторотацию при
аварийной посадке. Скептики считают, что при отказе двигателя на небольшой
высоте такая система неэффективна. Но так как деятельность
Heli Tech
связана с подготовкой пилотов на сверхлегких вертолетах, опыт ее инструкторов и
пилотов определил такое решение.
Конструкция вертолета смешанная. Пилотская кабина изготовлена из карбона и
закреплена на ферме фюзеляжа. Моторама и хвостовая балка также сварены из
авиационной стали 25CD. В базовой комплектации лопасти изготовлены из
алюминиевого сплава, но как опцию компания предлагает углекомпозитные лопасти.
Топливный и масляный баки находятся сразу за пилотской кабиной ближе к центру
масс. В целях безопасности металлический патрубок системы выхлопа двигателя
закрыт теплоизоляционной тканью.
Можно отметить высокое качество изготовления всех деталей и агрегатов вертолета,
в том числе и элементов интерьера кабины. Для управления вертолетом используется
стандартный комплекс приборов: указатели скорости и высоты, вариометр, прибор
контроля двигателя, датчики оборотов несущего винта, тахометр двигателя,
авиагоризонт. Некоторые приборы аналоговые, основная информация выводится на EFIS Dynon Avionics FlighDEK-D180. Необычной особенностью управления является
вынесение на общую ручку управления циклическим шагом двух датчиков и нескольких
кнопок управления системами вертолета. Во время осмотра я не обратил на это
внимания, поэтому просто добавляю фото этой ручки, заимствованное из рекламного
проспекта.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HTC 130 |
Диаметр несущего винта, м |
6.80 |
Диаметр рулевого винта, м |
|
Длина, м |
7.94 |
Высота , м |
2.58 |
Ширина, м |
1.74 |
Масса, кг |
|
пустого |
280 |
максимальная взлетная |
450 |
Тип двигателя |
1 ПД Heli-Tech HT
222i/HT 422i |
Мощность, л.с. |
1 х
135 |
Максимальная скорость, км/ч |
220 |
Крейсерская скорость, км/ч |
160 |
Продолжительность полета, ч |
3 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|