Вертолет Ми-60 МАИ разрабатывается на кафедре Проектирования
вертолетов Московского государственного авиационного института при участии
специалистов АО “Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля” и поддержке АО “РостВЕРТОЛ”.
Руководитель работы - профессор, д.т.н., академик РАН М.Н.Тищенко. В
сентябре 1997 г. между МАИ, АО “МВЗ им. М.Л.Миля” и АО “РостВЕРТОЛ” было
подписано трехстороннее соглашение о совместной работе по проекту вертолета
Ми-60 МАИ. Назначение вертолета - перевозка пассажиров или эквивалентного по массе
груза как внутри кабины, так и на внешней подвеске, при эксплуатации в
географических, климатических и мониторинговых условиях России.
Области применения: первоначальное обучение летчиков, патрулирование линий
электропередач, газо- и нефтепроводов; экологически контроль;
сельскохозяйственные работы; проведение кино- и фотосъемки, теле- и
радиорепортажей; спортивные соревнования.
Вертолет Ми-60 МАИ проектировался по заданию Государственного комитета по
науке и технологиям РФ первоначально в двухместном варианте с одним
двигателем на основе технического предложения, получившего в 1994 г.
положительное заключение расширенного научно-технического совета факультета
Авиационной техники с участием представителей ведущих
научно-исследовательских и проектных организаций гражданской авиации и
авиационной промышленности России.
В 1998 году в соответствии с пожеланиями АО “РостВЕРТОЛ”, которое
предполагает организовать серийное производство вертолета, в его конструкцию
были внесены изменения:
- грузоподъемность аппарата была увеличена таким образом, чтобы
перевозить двух пассажиров или эквивалентный по массе груз;
- для обеспечения безопасности и выполнения полетов по категории “А”
вертолет оснащается двумя поршневыми двигателями;
- в состав оборудования вертолета были включены противообледенительная
система лопастей несущего и рулевого винтов, система обогрева и вентиляции
кабины.
По мнению руководства Федерации вертолетного спорта Российского
оборонно-спортивного технического общества двухместный двухдвигательный
вертолет является оптимальным для первоначальной подготовки летчиков и в
условиях аэроклубов.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме на основе традиционных технических
решений, дополненных передовыми достижениями вертолетостроения и возможностью
внедрения перспективных технологий изготовления агрегатов с широким
использованием композиционных материалов. Проект разрабатывается в соответствии
с требованиями специальных норм летной годности, составленных на основе
российских (НЛГВ-2) и американских (FAR-27) норм.
Силовая установка вертолета выполнена в двухдвигательном варианте. Для
удовлетворения сформулированным выше требованиям на вертолете устанавливаются
серийно выпускаемые в Чехии сертифицированные в России авиационные поршневые
двигатели воздушного охлаждения М-322А фирмы “Lom-Praha”. Наличие двух
двигателей повышает безопасность полета при отказе одного из них, обеспечивает
хороший статический потолок и обеспечивает запас мощности для работы
противообледенительной системы и системы кондиционирования воздуха. Компоновка
вертолета позволяет достаточно просто производить замену двигателей на другие,
близкие по характеристикам. Несущий винт - трехлопастный, выполнен по схеме
“бесподшипникового” винта с упругими элементами, выполняющим функции шарниров
классического шарнирного винта. Маховое движение в плоскости взмаха и вращения и
изменение углов установки лопасти обеспечиваются за счет изгибных деформаций и
закручивания упругих элементов, включенных в конструкцию втулки. Лопасти
оборудованы противообледенительной системой. Рулевой винт - двухлопастный,
состоит из втулки, лопастей и механизма изменения общего шага. Втулка рулевого
винта имеет общий косой горизонтальный шарнир, обеспечивающий маховые движения
лопастей в плоскости взмаха, и осевые шарниры, обеспечивающие изменение углов
установки лопастей. Фюзеляж вертолета представляет комбинированную
ферменно-каркасную металлическую конструкцию с панелями капотами, выполненными
из композиционных материалов. В передней части фюзеляжа находится кабина
экипажа, имеющая три двери. Слева установлено кресло пилота, справа - место
первого пассажира, где в учебном варианте может быть установлено второе
управление. Сзади них расположено сидение второго пассажира, которое в грузовом
варианте может быть снято. В кабине размещены также приборная доска и пульт
управления системами вертолета. В центральной части фюзеляжа расположены
двигатели, суммирующий и главный редукторы, два топливных бака. К каждому
двигателю обеспечивается свободный доступ для обслуживания и монтажных работ
через подъемные капоты. Трансмиссия обеспечивает передачу мощности на привод
несущего винта от двух двигателей через суммирующий редуктор на входной вал
главного редуктора, а рулевого винта - через трансмиссионный вал от главного на
хвостовой редуктор. Двигатели соединены с суммирующим редуктором через
муфты свободного хода и сцепление. Шасси вертолета - полозкового типа. Для
предотвращения задевания за землю при посадке на киле снизу установлен костыль.
Для перемещения вертолета по аэродрому на полозки устанавливаются колесные
тележки. Управление общим и циклическим шагом лопастей несущего винта
осуществляется при помощи автомата перекоса классической схемы. Путевое
управление - общим шагом лопастей рулевого винта. Проводка управления несущим
винтом выполнена по жесткой безбустерной схеме, управление рулевым винтом и
тормозом несущего винта - по тросовой схеме. Для облегчения пилотирования в
системе продольно-поперечного управления и управления общим шагом нагрузки,
приходящие с лопастей, передаются на фюзеляж, а в проводку управления
установлены пружинные механизмы загрузки.
Оборудование вертолета включает в себя системы электро-, радио-, связного,
светотехнического, пилотажно-навигационного оборудования, обогрева и вентиляции
кабины, охлаждения двигателей, системы контроля силовой установки, трансмиссии и
запуска двигателя, противообледенительную систему несущего и рулевого винтов.
Система электроснабжения включает в себя системы постоянного и переменного тока.
Система переменного тока в качестве источника энергии использует генератор,
который питает штатное оборудование вертолета и противообледенительную систему.
Система постоянного тока предназначена для запуска двигателей и питания
пилотажно-навигационного и связного оборудования. Основными источником энергии
являются выпрямительное устройство и аккумулятор, резервным источником служит
аккумуляторная батарея. Система обогрева и вентиляции кабины использует тепло от
системы охлаждения двигателя. Она поддерживает заданную температуру воздуха в
кабине и обеспечивает подвод тепла к лобовым стеклам кабины, ногам летчика и
пассажиров. Противопожарное оборудование состоит из системы сигнализации о
пожаре и переносного огнетушителя. В качестве противопожарной защиты
используются элементы конструкции вертолета, выполненные в виде
продольно-поперечных перегородок и шпангоутов, препятствующих распространению
пламени. Комплекс пилотажно-навигационного и связного оборудования и
радиосвязной аппаратуры обеспечивает пилотирование вертолета днем в простых
метеоусловиях.
Вертолет Ми-60 МАИ при решении ряда задач сможет заменить используемые в
настоящее время более тяжелые и дорогие вертолеты. В пассажирском варианте он
может перевозить одного пассажира и до 120 кг малогабаритных грузов или двух
пассажиров и до 40 кг груза на дальность 400 км. В грузовом варианте он может
перевозить до 200 кг груза или специального оборудования на дальность 400 км.
Для удобства загрузки и размещения груза заднее сидение выполнено съемным.
Патрульный вариант вертолета обеспечит контроль автомобильных дорог,
трубопроводов или экологический мониторинг в течение 3 часов.
Потенциальная потребность рынка России в вертолетах данной весовой категории
оценивается в 400 - 600 шт. Основными потребителями вертолета могут являться :
Гражданская авиация (перевозка пассажиров, авиационно-химические работы,
патрулирование, мониторинг), Государственная авиация (пограничная, милицейская,
таможенная, ГИББД, МинЧС, РОСТО), частные лица. Предполагаемый объем
производства вертолета Ми-60 МАИ может составить 500 и более экземпляров. В этом
случае цена вертолета ориентировочно составит 140 - 170 тыс. долларов.
Проект вертолета Ми-60 МАИ экспонировался на международных выставках “Деловая
авиация России - 95” (Москва, сентябрь 1995 г.), “Малый бизнес в
Москве” (Москва, Центральный дом художника, декабрь 1997 г.), на Всемирном
салоне изобретений Brussel Eureka 97 (Бельгия, Брюссель, ноябрь 1997 г.), где
был удостоен Диплома и Золотой медали, на Международном салоне изобретений
Arkhimed-98 (Кипр, июнь 1998 г.), где получил Диплом и Серебряную медаль.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ми-60 |
Диаметр несущего винта, м |
10.00 |
Диаметр рулевого винта, м |
1.30 |
Длина,м |
8.59 |
Высота ,м |
2.30 |
Масса, кг |
|
пустого |
1000 |
максимальная взлетная |
1400 |
Тип двигателя |
2 ПД Lom Praha М-332А |
Мощность, л.с. |
2 х 280 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
190 |
Практическая дальность, км |
400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
504 |
Практический потолок, м |
4500 |
Статический потолок, м |
2200 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
2 пассажира или 240 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|