Р-30
– российский ультралёгкий двухместный вертолёт, спроектированный конструкторским
бюро "Ротор" и Кумертауским вертолётным заводом.
Началом создания сверхлегкого вертолета в клубе СЛА "Ротор" надо считать 2001
г., когда удалось убедить генерального директора КумАПО Бориса Сергеевича
Малышева помочь в разработке сверхлегкого вертолета соосной схемы. Хотя идея
такого аппарата родилась значительно раньше. Борис Яковлевич Поднебеснов,
проработавший на заводе конструктором более 30 лет, был увлечен возможностью
использовать преимущества этой схемы в проекте простого в управлении,
безопасного сверхлегкого вертолета. К 2001 г. был получен патент на систему
соосных несущих винтов (No.2155702), который добавил
уверенности разработчикам и авторитета самому проекту.
Естественно, что многолетний опыт конструкторского сопровождения производства
вертолетов семейства "Камов" сыграл важнейшую роль в новом проекте.
И технологическая база завода оказалась крайне необходимой для успешной его
реализации. Но не менее важен и опыт проектирования, производства и эксплуатации
сверхлегкой техники в клубе "Ротор", который был образован на заводе в 1984 г.,
а с 1996 г. работает самостоятельно. Коллектив клуба затем был преобразован в
ОКБ "Ротор".
Конечно, сложен был и запуск первого опытного образца вертолета в производство
на КумАПО. Еще сложнее оказалась общая сборка первого вертолета в стенах клуба "Ротор".
И все же, в июле 2005 г. вертолет под рабочим названием "Орленок" впервые
оторвался от земли.
Р–30 Rotorfl y предназначен для учебно-тренировочных, спортивных и экскурсионных
полетов. Его можно использовать для патрулирования, аэрофотосъемки, а также для
выполнения специальных задач.
В качестве несущей системы выбрана соосная, в реализации которой использован ряд
оригинальных технических решений.
Основные характеристики вертолета определяются следующими особенностями:
- новая соосная несущая система, защищенная патентом;
- бесшарнирная подвеска лопастей с композитным торсионом;
- минимальные габаритные размеры;
- исключительная малошумность;
- простота и доступность в эксплуатации;
- безопасность, которая обеспечена не только использованием соосной схемы,
но и применением парашютной спасательной системы.
Конструкция ее отличается относительной простотой (проводка управления автоматом
перекоса верхнего ротора проходит внутри вала), малым количеством сложных
деталей и особой компактностью, что обеспечено применением бесшарнирной подвески
лопастей с уникальным торсионом из композита (торсион выполняет функции осевого
и вертикального шарниров, горизонтальный шарнир сохраняется в конструкции).
Редуктор с конической передачей (с круговым зубом) изготавливают на Уфимском
моторном предприятии (УМПО). Стеклопластиковые лопасти производят на вертолетном
заводе в Кумертау (Кум АПП).
Редуктор соединен через комбинированную муфту (муфта включения – разгонная,
демпферная, обгонная) с двигателем Rotax 912ULS.
Силовой каркас вертолета сварен из труб алюминиевого сплава Aмг. Кабина
стеклопластиковая с остеклением из оргстекла.
Невооруженным глазом видно, что ее конструкция связана родством с кабиной
ультралайта "Птенец-2" ОКБ "Ротор". В кабине вертолета установлены два кресла "бок
о бок" со смещением. Управление спаренное.
Кроме типовых стандартных авиаприборов, используется и специально разработанная
авионика, в том числе, и авиагоризонт.
Полозковое шасси выполнено из труб Д16Т.
На R-30 устанавливают как традиционное, так и цифровое оборудование. Из
дополнительного оборудования, установленного на вертолете, важной составляющей
является парашютная спасательная система "Кобра 500", расположенная за силовой
установкой под хвостовой балкой. При срабатывании системы после раскрытия
парашюта вертолет опускается под куполом таким образом, что соприкосновение
лопастей несущей системы и строп парашюта практически исключено. Вертолет при
аварийном приземлении разрушается, однако пилот и пассажир остаются невредимыми.
В дополнение к своим уникальным летным характеристикам замеры показали, что
вертолет оказался еще и очень малошумным, практически бесшумным по сравнению с
аналогами, поскольку выбраны оптимальные скорости вращения лопастей.
Умеренная цена (в этом направлении последовательно работают в ОКБ "Ротор"),
удобство и простота в эксплуатации – весьма привлекательные качества
сверхлегкого вертолета. Небольшой расход автомобильного бензина (всего 15 л/ч,
достигнут расход 14 л/ч) и, конечно, надежность создают весомые предпосылки для
того, чтобы R-30 стал доступным и массовым в первоначальном обучении и частном
пользовании. Вертолет потенциально имеет хорошие перспективы и на патрулировании,
а также на сельскохозяйственных работах. Но самым главным его достоинством при
выполнении всех задач является простота управления и безопасность.
До середины 2014 года было построено четыре экземпляра Р-30 (не считая прототипа).
Общий налет всех вертолетов Р-30 составляет около 400 часов.
Но после этого был приостановлен выпуск Р-30. Это решение принято в связи с тем,
что проект вертолета Р-30 Rotorfly приобрела китайская инвестиционная компания.
В Уфе зарегистрировано новое предприятие – ООО "Ротор флай", собственником
которого является китайская компания.