В 2010 г. Райнер Фарраг (Rainer Farrag) учредил в Австрии компанию Trixy
Aviation Products GmbH, которая вскоре запустила в серийное производство
автожиры G4-2R Princess. Со временем появились новые модели: TrixySport Liberty,
TrixyZero, TrixySea, начали выпускать мобильные ангары и трейлеры для перевозки
автожиров по автодорогам. Одновременно Райнер руководил собственной фирмой Aviation Farrag в Словении и какое-то время был исполнительным директором Aquila
Aviation в Германии. Так, живя и работая в нескольких странах сразу, Фарраг, как
оказалось, больше всего был увлечен концепцией создания гибридного транспорта.
Сама по себе идея совместить автомобильный и авиационный транспорт не нова. Наш
журнал неоднократно описывал разнообразные проекты, в том числе и наиболее
известные сегодня Terrafugia Transition, PAL-V ONE, Aeromobile. Несмотря на
различия, все эти проекты объединяет общий подход, который можно было бы назвать
«все свое вожу с собой». То есть во время движения по земле все эти аппараты
возят с собой агрегаты, необходимые для полета, в воздухе – шасси, а то и
двигатель для движения по земле.
Между тем, ни один из этих гибридов не взлетает с шоссе – для взлета и посадки
они вынуждены использовать штатные аэродромы.
Главная идея концепции Фаррага заключается в создании модульных транспортных
средств, которые можно было бы быстро конвертировать из одной конфигурации (для
движения по земле) в другую (для полета) и наоборот.
Презентация наглядно демонстрирует все особенности концепции. Транспортный
модуль TrixyCycle представляет собой двухместный скутер-тандем с электрическим
двигателем. Это исключительно городской транспорт, который удобно заряжать, в
котором удобно ездить по улицам. Он не обязан развивать большую скорость, должен
позволять ездить без шлема, специальных кресел для детей, обеспечивая при этом
безопасность водителя и пассажира и простоту эксплуатации.
В этом модуле нет ничего авиационного, кроме ремней безопасности. В будущем
предполагается строительство в городе станций с лифтами, где можно быстро взять
в аренду такой модуль.
Он должен легко стыковываться с авиационными модулями: автожира (TrixyGyro),
самолета (TrixyPlane) и вертолета (TrixyHeli). Причем эти съемные модули должны
иметь собственную силовую установку и систему управления в полете, а также все
необходимые навигационные приборы.
Эта концепция уже запатентована Райнером в США и сейчас ее патентуют в других
странах.
Несмотря на сложность реализации, первый шаг – проектирование и изготовление
первого модуля TrixyFormer (TrixyGyro) – был сделан в рекордно короткие сроки.
Решение о начале разработки было принято 14 января 2014 г., в апреле прошлого
года на AERO был показан аппарат, полностью готовый к испытаниям. К AERO-2015 TrixyFormer уже испытан, облетан и проходит сертификацию, которая должна быть
завершена до конца года.
В создании аппарата приняли участие не только австрийские инженеры, но и
специалисты нескольких стран, в том числе из Словении и Германии.
Короткий фоторепортаж и видеофильмы на сайте компании позволяют убедиться в том,
что найдены довольно простые решения. Электродвигатель и аккумулятор наземного
модуля спрятаны под креслом пассажира. Мощность и емкость их невелики, так как
предназначены для поездок только по городу. Наземный модуль крепится к несущей
системе в трех точках быстроразъемными замками. Управление автожиром
осуществляется с помощью консолей, которые после стыковки оказываются рядом с
креслами экипажа. На них смонтированы рычаги управления автожиром и его силовой
установкой, топливный бак и маршевый авиационный двигатель также являются частью
конструкции TrixyGyro.
Этот модуль имеет собственное шасси с амортизацией, во время движения в полетной
конфигурации заднее колесо и электродвигатель наземного модуля TrixyCycle не
используются.
TrixyFormer отличают летные характеристики, вполне сопоставимые с данными
современных двухместных автожиров. Таким образом, практически доказана
жизнеспособность концепции.
За неимением времени нет возможности подробней рассказать о дальнейших планах
создания индустрии наземно-воздушного транспорта в рамках концепции Фаррага.
Можно представить себе, что одним из следующих шагов будет реализация модулей TrixyPlane и TrixyHeli. Кстати сказать, концепция предусматривает не только
создание транспортных средств и наземной инфраструктуры, но и системы
автоматизированного управления движением, которая позволит повысить безопасность
полетов и снизить требования к квалификации пилотов гибридов. Надеюсь, что в
будущем мы напишем о развитии этого мегапроекта.