В марте 2017 года компания RotorSchmiede GmbH из
Мюнхена (подразделение китайской компании DEA General Aviation)
объявила, что опытный прототип ультра-легкого одноместного соосного вертолета
нового поколения VA115 получил одобрение германской федеральной авиации по новым
немецким нормам LTF-ULH "ультралегкие вертолеты". Стоит
отметить, что это первое воздушное судно, получившее допуск по новому
стандарту Германии в классе сверхлегкой пилотируемой летающей техники. К
этому моменту уже построено 4 опытных образца VA115. В настоящее время
ведутся летные испытания новинки, впоследствии компания-разработчик
планирует получить полноценную сертификацию Европейского агентства
авиационной безопасности (EASA) в классе CS-VLR Very Light Aircraft.
Компания
RotorSchmiede разработала сразу две схожие машины - двухместный
вертолет VA250 и одноместный
VA115. Оба вертолета объединяет не только использование соосной схемы несущей
системы, но и современный дизайн, который разработчик назвал "кристаллическим".
Интересны концепции и конструктивные решения, которыми отличаются вертолеты. У VA250 одной из основных
идей, заложенных в концепции проектирования этого вертолета, является
конструкция, состоящая из двух модулей: кабина с шасси и несущая система с
силовой установкой и оперением. В аварийной ситуации кабина может отделяться от
несущей системы и спасать экипаж с помощью быстродействующей парашютной системы.
Подобная идея прорабатывалась в концепции двухдвигательного вертолета AVQ
продольной схемы и имеет право на существование. Однако для ее
реализации требуются глубокие исследования, масса испытаний, которые требуют
времени и денег.
Поэтому инженеры компании пошли по пути создания вначале одноместного вертолета
VA115. Первый полет прототипа состоялся летом 2015 года.
Проект имеет самостоятельную цель и позиционируется как первый в
мире одноместный вертолет соосной схемы с массой пустого менее 115 кг. Этот
показатель позволяет запускать вертолет в эксплуатацию без больших затрат на
сертификацию, должен быть достаточно дешевым.
Безопасность пилота на VA115 планируется обеспечить без применения БПС за счет
использования авторотации в аварийной ситуации.
Из особенностей конструкции, которые явно должны повысить комфорт пилота на
посадке, надо отметить пирамидальное шасси с мощными, вероятно,
жидкостно-газовыми амортизаторами. В отличие от большинства одно- и двухместных
современных вертолетов с рессорным шасси, посадка на VA115 должна быть мягкой и
безопасной. Хотя рессора передней стойки кажется очень нежной.
Управление автоматами перекоса верхнего и нижнего роторов VA115 - классическое
для соосной схемы.
Но управление вертолетом по курсу оригинально: пилот меняет положение всего
хвостового оперения с помощью тросовой проводки, что хорошо видно на фото. Надо
отметить, что дифференциальное управление осуществляется только одним верхним
винтом. Свое решение системы управления фирма защитила патентом.
В силовой установке используется двухтактный оппозитный инжекторный двигатель
Hirth F23 воздушного охлаждения. Его отличает уменьшенная масса (22 кг) за счет
применения легкого коленчатого вала, маховика-генератора и электростартера,
цифровая система зажигания и высокий для этого класса межремонтный ресурс (1000
часов). Для повышения долговечности применяют специальное покрытие Nikasil для
алюминиевых цилиндров. Двигатель развивает 50 л.с. на 6500 об/мин. и крутящий
момент 53 Нм.
Для контроля полетных параметров и двигателя используется блок традиционных
авиационных приборов.
"Кристаллические доспехи" - носовой обтекатель и пилотское кресло с
подголовником - на выставке демонстрировали отдельно. Очевидно, процесс рабочего
проектирования еще не завершен. Вполне возможно, что модные обтекатель и кресло
могут предлагаться как опция, так как и в нынешней компоновке VA115 привлекает
многих.