История вертолета Volocopter
2X началась с опытного Volocopter VC200,
разработанного немецкой компании E-Volo
GmbH (сейчас Volocopter GmbH).
Впервые этот двухместный мультикоптер взлетел в беспилотном режиме осенью
2016 года, хотя одноместный прототип
VC1 совершил пилотируемый полет еще в конце
октября 2011 года. Второй прототип VC2 полетел 17
ноября 2013 года. С этого полета и началась история 2X.
Началось все с беспилотника: совсем недавно дистанционно пилотируемые квадрокоптеры, казалось, можно было рекомендовать исключительно для развлечений.
В компании E-Volo пошли дальше: от беспилотника к одноместному аппарату, от
одноместного - к двухместному.
VC1, одноместный прототип "Волокоптера", напомнил
вертолеты Кармана-Петрочи (1916 г.) и Георга де Ботезата (1922 г.). Оба
вертолета в свое время продемонстрировали способность отрываться от земли, но
оба так и не летали горизонтально.
На первом было три мотора и один несущий винт, на втором один двигатель вращал
четыре несущих винта. Казалось бы, VC1 с его 16-ю электродвигателями и винтами
повторяет не столько удачные, сколько ошибочные решения прошлого. Однако, в
отличие от тех вертолетов, в системе управления VC1 появился электронный блок
управления электродвигателями и вертолетом.
В конструкции VC200 реализовано много интересных решений, и мультикоптер уже получил
высокие награды за реализацию новаторских идей. Например, в 2012 г. VC200 стал
обладателем престижной премии Линдберга.
В отличие от одноместного прототипа, в котором штанги с электродвигателями были
выполнены из алюминиевых труб прямоугольного сечения, как на беспилотнике, а
пилот располагался в кресле на пневматическом амортизаторе, VC200 представляет
собой углекомпозитную конструкцию. Достаточно просторная двухместная пилотская
кабина установлена на лыжном шасси с хорошей амортизацией. За креслами пилотов в
обтекателе расположены аккумуляторные батареи с блоком управления двигателями и
вертолетом. Над кабиной размещен узел крепления шести карбоновых лонжеронов, на
которых установлено по три электромотора. Собрать
конструкцию можно за считанные минуты.
В 2013-2014 гг., когда приборную доску VC200 заменял планшет, в пилотируемом
мультикоптере смонтирована приборная панель, более привычная современным пилотам.
Центральное место на ней занимают два многофункциональных дисплея немецкой
компании Becker Avionics. Полагаю, что это многофункциональные дисплеи MFD 6203.
В отличие от стандартной конфигурации с программным обеспечением 2D Pilot,
навигационной базой данных, картой местности для Европы Jeppesen VFR, на экраны
дисплеев выведена информация о параметрах полета (высота, курс, положение
относительно горизонта) и характеристиках силовой установки (уровень заряда
аккумуляторов, состояние всех 18 двигателей и т.д.). Информация о скорости
выводится на стрелочный прибор.
VC200 движется в направлении перемещения джойстика вперед-назад, в ту или иную
сторону. Поворот джойстика вокруг собственной оси приводит к вращению аппарата в
том или ином направлении вокруг собственной оси.
Взлетная масса VC200 равна 450 кг, суммарная мощность двигателей может изменяться от 55 до 90
кВт. Мультикоптер может подниматься почти до 2000 м и летать с крейсерской
скоростью около 100 км/ч. Хотя на видеозаписях аппарат перемещается медленно
даже в беспилотном режиме. Пока продолжительность полета составляет всего 20
минут, но с развитием аккумуляторных батарей она увеличится.
Одной из составляющих концепции VC200 является безопасность полета, которая
обеспечивается использованием трех независимых источников питания. Каждый из них
питает электроэнергией по шесть двигателей, расположенных противоположно в
блоках по три мотора. Таким образом, при отказе какого-то источника питания
сохраняется достаточно тяги и управляемости для выполнения вынужденной посадки.
Кроме того, планируется в будущем использовать парашютные системы спасения. Для
увеличения скорости горизонтального полета в конструкции мультикоптера может
быть использован тянущий винт. В перспективных разработках рассматриваются
варианты применения гибридных силовых установок.
Среди достоинств мультикоптера отмечаются практически полное отсутствие вибраций
и малошумность.
Наверное, одной из главных особенностей VC200 является полет в двух режимах:
беспилотном и пилотируемом. Причем, как уже было сказано, пилотируемый полет не
требует специальных навыков управления вертолетом, т.к. в кабине нет ни ручки
шаг-газ, ни педалей, ни специальных приборов. Их заменяют джойстик и планшет с
навигатором и индикацией параметров полета на экране.
В 2017 году на выставке AERO-2107 компания Volocopter
представила серийный вариант вертолета Volocopter 2X.
С апреля 2018 года началось серийное производство совместно с концерном DG
Flugzeugbau. Летательный аппарат планируется использовать в
качестве аэротакси уже в 2018 году, говорится на сайте компании.
В верхней части Volocopter 2X установлена рама с 18 роторами,
которые объединены для удобства управления на шесть групп, по три ротора в
каждой. Пустой мультикоптер весит 290 килограммов и может принимать на борт до
160 килограммов груза или двух человек среднего телосложения. С максимальной
загрузкой летательный аппарат может пролететь 27 километров на скорости в 70
километров в час или продержаться в воздухе 27 минут, но в этом случае скорость
не должна превышать 50 километров в час. Максимальная скорость аппарата
составляет 100 километров в час, а полное время зарядки батарей меньше 120 минут.
О масштабах серийного производства и планируемой цене
Volocopter 2X ничего не сообщается, однако ранее представители E-volo говорили о
вероятной цене в районе 340 тысяч долларов.
Volocopter 2X получил немецкий сертификат летной пригодности как
сверхлегкий самолет. Это означает, что каждый, у кого есть лицензия
спортивного пилота, может начать летать на нем с выходом коммерческой модели на
рынок. Компания так же планирует получить подобные сертификаты в США и
Евросоюзе.