Традиционный аэрокар, если вообще можно говорить о традиционности подобных
конструкций, представляет собой гибрид автомобиля и самолета. Винтокрылая машина
способная, при необходимости, передвигаться по дорогам была представлена в 1965
году на Парижском авиашоу, немецкой фирмой Helikopter Technik
Wagner - производителем легких
вертолетов.
Будущий конструктор необычных машин родился 10 марта 1907 года недалеко от
маленького баварского городка Вюрцбурга (Wurzburg), точнее, в коммуне Хаузен (Hausen)
с населением всего несколько сотен человек. Девятый ребенок в семье фермера
Вагнера окончил школу в Хаузене, затем учился техническим наукам в Констанце (Konstanz)
и Аугсбурге (Augsburg). Его профессиональная карьера авиационного инженера
началась в 1935-м на заводе, выпускавшем самолеты Messerschmitt. Йозефом Вагнер
работал на различных участках производства, в том числе принимал участие в
испытательных полетах, хорошо зарекомендовал себя и вскоре был назначен на
должность управляющего новым заводом по сборке самолетов в Инсбруке-Кематене (Insbruck-Kematen).
В 1940 году он стал техническим директором по производству самолетов в
Аугсбурге.
После окончания Второй мировой войны немецким компаниям было запрещено строить
самолеты, поэтому молодой инженер ищет другую сферу деятельности и в 1946-м
начинает торговать древесным клеем, оконной шпатлевкой и инструментами. Помимо
этого, он занимался ремонтом механизмов, которые вышли из строя. Однако торговля
не могла принести удовлетворение человеку, который являлся инженером по
призванию. В 1953 году он спроектировал пистолет для безвоздушного распыления
краски. Это устройство могло быть использовано как для выполнения домашних
ремонтных работ, так и цеховыми рабочими в промышленности. В городе Фридрихшафен-Фишбах строится двухэтажное офисное здание и фабрика для развития
производства и проектирования новых моделей.
Со временем компания
Wagner становится самым крупным разработчиком и
изготовителем электрических пистолетов-краскораспылителей в мире. Однако Йозефом
не утрачивает интереса к авиации и мечтает о постройке машины необычной
конструкции, которая смогла бы одинаково хорошо передвигаться как по суше, так и
по воздуху. В 1961 г. он делится этой идеей со своим другом пилотом Йозефом
Майером и основывает компанию Helikopter Technik
Wagner (WHT). Поначалу целью
новой фирмы является создание легкого в полете обычного вертолета (народного
вертолета) для решения широкого круга гражданских задач. Первая машина
создавалась по соосной схеме, когда два винта противоположного вращения придают
вертолету возможность движения и маневрирования.
Для решения множества трудных задач Вагнер собирает команду из разносторонне
образованных специалистов. Альфонс Фесслер принял на себя коммерческое
руководство компанией, инженер Альфред Фогт был назначен техническим директором
компании, Отто Хинрайнер - инженером-механиком. За проектную документацию
отвечал Курт Беллер, который работал фотографом в компании, а затем начал
фотографировать вертолеты.
Необычное конструкторское решение первой модели Rotocar
III - установка ротативного
4-цилиндрового мотора с воздушным охлаждением непосредственно на втулке нижнего
несущего винта. Это решение позволило исключить из конструкции сложный и тяжелый
редуктор, передающий номинальные 120 л.с. от мотора к несущим винтам. Каждая из
двух лопастей соединялась со втулками несущих винтов диаметром 6,4 м посредством
осевого и горизонтального шарниров.
Наземное перемещение обеспечивал мотор Goggo с приводом на задние колеса.
Штурвал пилота поворачивал передние колеса. Максимальный взлетный вес аппарата
составлял 780 кг при массе конструкции 520 кг.
В 1962 году на берегах озера Констанца, вблизи Фридрихшафена, начались первые
полеты гибридов, которые выполняли военные летчики-испытатели Нимейер, Загер,
Рис, Руссер, Джулиц и Вагата. По земле аппарат с фиксированными в направлении
движения лопастями перемещался со скоростью до 35 км/ч, достигнутая скорость в
испытательных полетах не была зафиксирована. Не обошлось и без происшествий: в
одном из полетов погиб Руди Рис.
Накопленный опыт дал возможность приступить к разработке необычного гибрида
автомобиля и вертолета. Проекту присвоили обозначение Wagner
FJ-V3 Aerocar.
Кузов-фюзеляж машины представлял собой цельнометаллический монокок, выполненный
из легких сплавов, с широким панорамным ветровым стеклом большой площади.
Фюзеляж мог вместить трех пассажиров и пилота-водителя. В хвостовой части
расположили багажный отсек. Позади опоры ротора был установлен поршневый
карбюраторный двигатель Franklin 6AS-335-B мощностью 260 л.с. Задние колеса
машины приводились в движение уже с помощью гидравлической системы. Опытному
образцу был присвоен собственный регистрационный номер D-NAGU, и в 1965
году этот удивительный гибрид автомобиля и вертолета успешно поднялся в воздух.
В воздухе конструкция вела себя вполне устойчиво, даже был разработан проект
оснащения автомобиля-вертолета турбовальным двигателем Turbomeca
Oredon . Но решение о серийной постройке так и не было принято из-за слабой
заинтересованности потенциальных покупателей в таком типе транспортного
средства.
В 1969 году Вагнер стал первым немецким производителем со времен войны, который
получил лицензию Федерального агентства по авиации на изготовление такого типа
машины. За верную службу Йозеф Вагнер награждался Федеральным крестом с лентой
и Федеральным крестом 1-й степени. В ноябре 1982-го его избрали почетным членом
сената Университета в Тюбингене. Йозеф Вагнер скончался 28 марта 1987 года.