В
1996 году польский инженер Адам Курбил, работавший до
этого в компании SZD, основал в городе
Бельско-Бяла , на юге Польши собственную компанию Wytwórnia i Naprawa
Konstrukcji Lekkich - A. Kurbiel. После чего Курбил нанял несколько
безработных специалистов из польской авиастроительной отрасли и они
занялись разработкой легкого многоцелевого самолета. В 1999 году
компания сменила название Zakłady Lotnicze 3Xtrim Sp.z oo.
Еще в 1998
году году был закончен проект легкого многоцелевого самолета
3Xtrim (польское прозвище Bzykiem - из за тихой
работы двигателя). Это был двухместный
цельнокомпозитный подкосный высокоплан, оснащенный четырехцилиндровым
двигателем Rotax 912UL мощностью 80 л.с. В
качестве альтернативы на самолет можно было установить 100-сильный
Rotax 912ULS или 80-сильный Jabiru 2200.
Фюзеляж самолёта сделан из
композитного пластика, основанного на эпоксидных смолах, укреплённых
стеклоуглеродистым волокном. На 3Xtrim
установлено трёхколёсное фиксированное шасси с гидравлическими
тормозами. Для обеспечения безопасности полета на
самолет устанавливается баллистическая парашютная система BRS5.
Самолет
имеет просторную, комфортабельную кабину предназначенную для
использования пилотами с ростом до 2 метров. Позади кресел экипажа
расположено большое багажное отделение. Кабина 3Xtrim
оснащена вентиляций и подогревом.
Объём
стандартного топливного бака позволяет без посадки преодолевать
расстояние в 1000 км. Самолёт оборудуется радиостанцией.
Первый
полет прототипа 3Xtrim 450 Ultra состоялся в 2000
году. Этот вариант относился к классу сверхлегких самолетов (ULA).
Так в серии строились варианты 3Xtrim 470 Ultra
(3X47), 3Xtrim 495 ultra Plus (класс
AULA) и 3Xtrim 550 Trener
или 3X55(класс VLA). Для
авиарынка США самолеты 3X55
выпускались под маркой Navigator 600.
В Чехию машины поставлялись под маркой Eol-2 Raček 2.
Самолеты 3Xtrim хорошо проявили себя на спортивных
состязаниях. Так в 2004 году пилот Кшиштоф Вечорек на этом самолете
выиграл 16-й чемпионат FAI World Precision Flying Championship и занял
3-е место на 14-м чемпионате FAI World Rally Flying Championship. В 2006
году Кшиштоф Вечорек и Кшиштоф Скретович заняли 1 и 3-е место
соответственно на 17-й чемпионате FAI World Precision Flying
Championship.
До 2006 года было выпущено 58 экземпляров, половина из
которых вылетела в Польшу, остальные были экспортированы, в основном, во
Францию, Чехию, Россию, Украину и Литву. В 2014 году компания
Zakłady Lotnicze 3Xtrim Sp.z oo прекратила своею
деятельность.