Автожир А-002 - летательный аппарат внеаэродромного базирования,
сочетающий в себе свойства самолета и
вертолета. У него, как у вертолета есть
свободновращающийся несущий винт,
который приводится в действие не
двигателем, а набегающим потоком
воздуха и выполняет функции крыла,
создавая подъемную силу. В отличие от
крыла самолета, несущий винт автожира не
имеет срывных режимов, что обеспечивает
высокий уровень безопасности
летательного аппарата.
Автожир
предназначен для многоцелевого
использования. Он может выполнять "прыжковый
" взлет ( без разбега под углом 50-70 град.
к линии горизонта) и вертикальную
посадку на ограниченную площадку,
соизмеримую с размерами самого аппарата.
Базовый вариант автожира А-002,
разработанный конструкторами ОКБ
легкой авиации ИАПО, допускает
возможность модификаций и различную
комплектацию съемного и навесного
оборудования в зависимости от
требований Заказчика.
Автожир А-002 оборудован закрытой
комфортабельной обогреваемой кабиной. В
качестве топлива, в зависимости от типа
двигателя, может использоваться бензин
следующих марок: АИ-95, Б-91/115, 100 и 100L. Для
хранения автожира и его обслуживания
возможно использование автомобильного
гаража. Габаритные размеры автожира в
положении для хранения и
транспортировки - мм: 5180 х 2750 х 2450.
Буксировка автожира на земле
осуществляется легковым автомобилем.
Особенности автожира:
- "прыжковый" взлет и посадка без
пробега ;
- большой диапазон скоростей
горизонтального полета;
- закрытая обогреваемая кабина;
- модульная конструкция;
- малые габариты;
- двойное управление.
Решаемые задачи:
- административно-связные функции;
- экологический и радиационный контроль;
- перевозка легких грузов;
- поисковые и спасательные работы;
- метео- и ледовая разведка;
- срочная медицинская помощь в
труднодоступных районах;
- контроль состояния ЛЭП, нефте- и
газопроводов;
- аэрофотосъемка;
- обучение и тренировка пилотов.
Эксплуатационные
характеристики и экономичность:
- стоимость легкого автожира в 2-3 paза
ниже, чем вертолета такого же класса
при практически одинаковых летных
характеристиках;
- возможность безаэродромного
базирования;
- простота обслуживания ;
- возможность использования
автомобильного гаража для хранения ;
- использование автомобильного
бензина;
- низкая стоимость эксплуатации.
Свойства автожира,
характеризующие его безопасность:
- простота и надежность конструкции;
- отсутствие режима сваливания и
возможность безопасной посадки при
отказе двигателя;
- малая чувствительность к
атмосферной турбулентности;
- управление автожиром не требует
высокой квалификации летного состава.
"Прыжковый" взлет
автожира:
Выполняется при необходимости взлета
с ограниченной площадки.
- Предварительная раскрутка ротора.
- Отсоединение трансмиссии,
увеличение общего шага несущего винта
и отрыв от земли.
- Уменьшение общего шага несущего
винта и разгон до скорости набора
высоты (высота 4-8 метров).
- Набор высоты.
Посадка автожира без пробега:
Выполняется при необходимости
приземления на ограниченную площадку.
- Парашютирующее снижение.
- Увеличение общего шага несущего
винта (при крутых траекториях и
вертикальном снижении).
- Уменьшение вертикальной скорости и
посадка.
Первый полёт опытного автожира А-002 состоялся 6 июля 2002 года, а 4
августа 2005 года начались испытания серийного автожира и работы по
получению "сертификата типа" на автожир А-002М в соответствии с
Авиационными правилами АП-27.
Конструкция.
Конструкция автожира А002М обеспечивает размещение в кабине 3 человек по
схеме 2 спереди и 1 сзади. Пилот размещается справа. Автожир оборудован
сдвоенным управлением для учебно-тренировочных полетов.
Автожир А002М предназначен для дневного применения по правилам визуальных
полетов в простых метеоусловиях. Полеты в зоне воздушного пространства категории
G могут выполняться по уведомительной системе.
А002М может использоваться как многоцелевой летательный аппарат.
Модуль кабины. Каркас модуля кабины клепаной конструкции выполнен в виде силовой
рамы с прикрепленными к ней обводообразующими обшивками, дверями и элементами
крепления систем. Силовая рама обеспечивает восприятие общих полетных и
аварийных нагрузок на конструкцию.
На силовой раме кабины расположены узлы крепления агрегатов и систем.
Несущий винт. Двухлопастный несущий винт выполнен на карданном подвесе с
внутривальным управлением. При вращении несущего винта и воздействии органов
управления не происходит установочного движения лопасти в индивидуальном
горизонтальном шарнире, поворот осуществляется в продольном шарнире карданной
рамки, что обеспечивает простоту конструкции и ее высокий ресурс. В корпус
втулки несущего винта встроена шестеренчатая муфта предварительной раскрутки.
Невращающаяся часть втулки винта закрыта обтекателем.
Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов. Крепление лопасти
к втулке несущего винта осуществляется двумя болтами. Снятие лопастей возможно
при сложенном в транспортировочное положение пилоне.
Хвостовой модуль включает в себя хвостовую балку, киль с рулем направления,
переставной стабилизатор с концевыми шайбами, хвостовую опору.
Руль направления оснащен сервокомпенсатором. Хвостовая балка, киль имеют
клепаную конструкцию. Панели руля направления и стабилизатор выполнен из
композиционных материалов.
Шасси автожира выполнено по трехколесной схеме с носовым колесом. Переднее
стойка шасси – самоориентирующаяся, оснащена фрикционным демпфером шимми и
пружинным фиксатором нейтрального положения. Основные колеса – тормозные.
Пневматики основных опор 400´150, носовой опоры 300´125. Схема основных опор
шасси – пирамидальная. Амортизаторы передней и основных опор шасси имеют наборы
резиновых пластин, которые являются энергопоглощающими элементами. Шасси
автожира рассчитано на большие вертикальные скорости при посадке.
Тормозная система. Система торможения колес – замкнутая, гидростатического типа,
с приводом на основные колёса (без дополнительных источников энергии). Система
торможения обеспечивает:
- торможение автожира во время движения по земле;
- выдерживание направления движения автожира на разбеге и пробеге, при рулении
за счет раздельного торможения колес;
- стояночное торможение при выполнении предварительной раскрутки несущего винта
перед взлетом.
Тормозные подножки установлены на педалях правого пилота. Тормоза основных колес
- дисковые. Управление тормозами производится гидравлическими цилиндрами,
связанными с подножками на педалях.
Стояночное торможение производится одновременным нажатием на тормозные подножки
и включением фиксатора на приборной доске. Снятие со стояночного тормоза
выполняется одновременным нажатием на тормозные подножки.
В тормозной системе применяется жидкость AМГ-10.
Топливная система автожира служит для обеспечения двигателем топлива и включает
в себя два соединенных между собой топливных бака общей емкостью 150 литров.
Топливные баки установлены под нижней противопожарной перегородкой отсека
двигателя. В левом топливном баке расположена заливная горловина с заправочным
фильтром и датчик топливомера. В топливной системе предусмотрен расходный бак, в
который встроен сетчатый заборный фильтр. Топливный насос электрический,
навесного типа, установлен в одном блоке с топливным фильтром тонкой очистки.
Количество располагаемого топлива отображается на указателе уровня топлива на
приборной доске.
Управление автожиром включает в себя:
- управление несущим винтом – сдвоенные ручки управления циклическим шагом и
ручку управления общим шагом (шаг-газ) с барашком корректора крейсерского шага;
- управление рулем направления и передней стойкой шасси – ножные педали;
- управление перестановкой стабилизатора;
- управление системой триммерного эффекта в каналах крена и тангажа;
- управление тормозами – подножки на педалях и флажок фиксатора стояночного
тормоза на приборной доске;
- управление тормозом несущего винта;
- управление шестеренчатой муфтой предварительной раскрутки несущего винта.
На ручках управления автожиром параллельно установлены кнопки управления
клапаном фрикционной муфты предварительной раскрутки несущего винта и кнюппели
управления системой триммерного эффекта.
Приборное оборудование. ПНО и приборы контроля двигателя:
- вариометр ВР-10Мк;
- высотомер ВД-10Мк;
- авиагоризонт электрический RCA26-AK с указателем скольжения (шарик);
- указатель скорости WINTER 6221;
- указатель оборотов несущего винта VDO 333035143;
- указатель уровня топлива UMA 18-260-1C1;
- указатель оборотов двигателя VDO 333035017;
- указатель давления наддува VDO 150015001;
- вольтметр VDO 332010003;
- амперметр;
- часы бортовые АЧС-1М;
- компас магнитный PAI 700.
Примечание: могут быть установлены аналогичные приборы другой марки.
Прием полного и статического давлений обеспечивается обогреваемым приемником
ПВД-6М, на который установлено профилированное кольцо для уменьшения поправок.
Световая сигнализация. На приборной доске располагаются следующие сигнальные
табло и лампы:
- лампа "сеть" зеленая
- лампа "Тормоз НВ" красная
- лампа "обороты НВ малы" красная
- табло "Топливо 15 мин." красное
- лампа "обороты НВ велики" красная
- табло "Давление масла" красное
- лампа "Отказ генератора" красная
Радиосвязное оборудование. РСО автожира включает в себя радиостанцию
авиационного Garmin Apollo SL40 и интерком Flyghtcom 403mc с 3-мя гарнитурами.
Кабина автожира негерметичная. Для входа в кабину предусмотрено 2 передних двери
и 1 задняя дверь по левому борту. Двери оснащены системой аварийного сброса.
Кресла оборудованы ремнями безопасности. Материал обшивки кресел – винилискожа.
Поверхности кабины оклеены звукоизоляционными материалами и покрыты велюром.
Место для багажа или груза находится под задним сидением.
Кабина обогревается бортовым жидкостным отопителем, питающимся от системы
охлаждения двигателя.
Вентиляция кабины осуществляется с помощью вентилятора отопителя при закрытом
кране и с помощью форточек, расположенных на стеклах дверей.
В кабине установлен бортовой хладоновый огнетушитель, доступный для каждого
члена экипажа и предназначенный для тушения пожара в кабине.
Система электроснабжения автожира. Электросистема автожира - постоянного тока,
напряжением 14 Вольт.
Источники питания:
- генератор постоянного тока, установленный на двигателе мощностью 1 кВт (14В,
70А);
- аккумуляторная батарея Topla EcoDry 55R номинальной емкостью 55А·ч,
установленная в носовой части кабины под съемным лючком. Батарея герметичная с
адсорбированным электролитом, не требует обслуживания кроме подзарядки.
Аккумуляторная батарея обеспечивает опробование электротехнического оборудования
и многоразовый запуск двигателя, а также аварийное питание потребителей энергии
в течение около 15 минут полета.
Антикоррозионная защита автожира, его агрегатов, узлов и деталей осуществляется
в процессе производства нанесением соответствующих гальванических покрытий,
нанесением грунтов и эмалей. Внешняя окраска самолета выполняется глянцевыми
полиуретановыми эмалями с высокой механической прочностью.
Защитные покрытия, применяемые на автожире, обеспечивают его длительную
эксплуатацию в любом климатическом поясе на территории России.