Уголок неба ¦ ИАПО Иркут А-002

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   А-002
       
Разработчик: ИАПО Иркут
Страна: Россия
Первый полет: 2002
Тип: Легкий многоцелевой автожир
  ЛТХ     Доп. информация
   


Автожир А-002 - летательный аппарат внеаэродромного базирования, сочетающий в себе свойства самолета и вертолета. У него, как у вертолета есть свободновращающийся несущий винт, который приводится в действие не двигателем, а набегающим потоком воздуха и выполняет функции крыла, создавая подъемную силу. В отличие от крыла самолета, несущий винт автожира не имеет срывных режимов, что обеспечивает высокий уровень безопасности летательного аппарата.

Автожир предназначен для многоцелевого использования. Он может выполнять "прыжковый " взлет ( без разбега под углом 50-70 град. к линии горизонта) и вертикальную посадку на ограниченную площадку, соизмеримую с размерами самого аппарата. Базовый вариант автожира А-002, разработанный конструкторами ОКБ легкой авиации ИАПО, допускает возможность модификаций и различную комплектацию съемного и навесного оборудования в зависимости от требований Заказчика.

Автожир А-002 оборудован закрытой комфортабельной обогреваемой кабиной. В качестве топлива, в зависимости от типа двигателя, может использоваться бензин следующих марок: АИ-95, Б-91/115, 100 и 100L. Для хранения автожира и его обслуживания возможно использование автомобильного гаража. Габаритные размеры автожира в положении для хранения и транспортировки - мм: 5180 х 2750 х 2450. Буксировка автожира на земле осуществляется легковым автомобилем. 

Особенности автожира:

  • "прыжковый" взлет и посадка без пробега ;
  • большой диапазон скоростей горизонтального полета;
  • закрытая обогреваемая кабина;
  • модульная конструкция;
  • малые габариты;
  • двойное управление. 

Решаемые задачи:

  • административно-связные функции;
  • экологический и радиационный контроль;
  • перевозка легких грузов;
  • поисковые и спасательные работы;
  • метео- и ледовая разведка;
  • срочная медицинская помощь в труднодоступных районах;
  • контроль состояния ЛЭП, нефте- и газопроводов;
  • аэрофотосъемка;
  • обучение и тренировка пилотов. 

Эксплуатационные характеристики и экономичность:

  • стоимость легкого автожира в 2-3 paза ниже, чем вертолета такого же класса при практически одинаковых летных характеристиках;
  • возможность безаэродромного базирования;
  • простота обслуживания ;
  • возможность использования автомобильного гаража для хранения ;
  • использование автомобильного бензина;
  • низкая стоимость эксплуатации. 

Свойства автожира, характеризующие его безопасность:

  • простота и надежность конструкции;
  • отсутствие режима сваливания и возможность безопасной посадки при отказе двигателя;
  • малая чувствительность к атмосферной турбулентности;
  • управление автожиром не требует высокой квалификации летного состава. 

"Прыжковый" взлет автожира:

Выполняется при необходимости взлета с ограниченной площадки.

  1. Предварительная раскрутка ротора.
  2. Отсоединение трансмиссии, увеличение общего шага несущего винта и отрыв от земли.
  3. Уменьшение общего шага несущего винта и разгон до скорости набора высоты (высота 4-8 метров).
  4. Набор высоты. 

Посадка автожира без пробега:

Выполняется при необходимости приземления на ограниченную площадку.

  1. Парашютирующее снижение.
  2. Увеличение общего шага несущего винта (при крутых траекториях и вертикальном снижении).
  3. Уменьшение вертикальной скорости и посадка.

Первый полёт опытного автожира А-002 состоялся 6 июля 2002 года, а 4 августа 2005 года начались испытания серийного автожира и работы по получению "сертификата типа" на автожир А-002М в соответствии с Авиационными правилами АП-27.

Конструкция.

Конструкция автожира А002М обеспечивает размещение в кабине 3 человек по схеме 2 спереди и 1 сзади. Пилот размещается справа. Автожир оборудован сдвоенным управлением для учебно-тренировочных полетов.

Автожир А002М предназначен для дневного применения по правилам визуальных полетов в простых метеоусловиях. Полеты в зоне воздушного пространства категории G могут выполняться по уведомительной системе.

А002М может использоваться как многоцелевой летательный аппарат.

Модуль кабины. Каркас модуля кабины клепаной конструкции выполнен в виде силовой рамы с прикрепленными к ней обводообразующими обшивками, дверями и элементами крепления систем. Силовая рама обеспечивает восприятие общих полетных и аварийных нагрузок на конструкцию.

На силовой раме кабины расположены узлы крепления агрегатов и систем.

Несущий винт. Двухлопастный несущий винт выполнен на карданном подвесе с внутривальным управлением. При вращении несущего винта и воздействии органов управления не происходит установочного движения лопасти в индивидуальном горизонтальном шарнире, поворот осуществляется в продольном шарнире карданной рамки, что обеспечивает простоту конструкции и ее высокий ресурс. В корпус втулки несущего винта встроена шестеренчатая муфта предварительной раскрутки. Невращающаяся часть втулки винта закрыта обтекателем.

Лопасти несущего винта выполнены из композиционных материалов. Крепление лопасти к втулке несущего винта осуществляется двумя болтами. Снятие лопастей возможно при сложенном в транспортировочное положение пилоне.

Хвостовой модуль включает в себя хвостовую балку, киль с рулем направления, переставной стабилизатор с концевыми шайбами, хвостовую опору.

Руль направления оснащен сервокомпенсатором. Хвостовая балка, киль имеют клепаную конструкцию. Панели руля направления и стабилизатор выполнен из композиционных материалов.

Шасси автожира выполнено по трехколесной схеме с носовым колесом. Переднее стойка шасси – самоориентирующаяся, оснащена фрикционным демпфером шимми и пружинным фиксатором нейтрального положения. Основные колеса – тормозные. Пневматики основных опор 400´150, носовой опоры 300´125. Схема основных опор шасси – пирамидальная. Амортизаторы передней и основных опор шасси имеют наборы резиновых пластин, которые являются энергопоглощающими элементами. Шасси автожира рассчитано на большие вертикальные скорости при посадке.

Тормозная система. Система торможения колес – замкнутая, гидростатического типа, с приводом на основные колёса (без дополнительных источников энергии). Система торможения обеспечивает:

  • торможение автожира во время движения по земле;
  • выдерживание направления движения автожира на разбеге и пробеге, при рулении за счет раздельного торможения колес;
  • стояночное торможение при выполнении предварительной раскрутки несущего винта перед взлетом.

Тормозные подножки установлены на педалях правого пилота. Тормоза основных колес - дисковые. Управление тормозами производится гидравлическими цилиндрами, связанными с подножками на педалях.

Стояночное торможение производится одновременным нажатием на тормозные подножки и включением фиксатора на приборной доске. Снятие со стояночного тормоза выполняется одновременным нажатием на тормозные подножки.

В тормозной системе применяется жидкость AМГ-10.

Топливная система автожира служит для обеспечения двигателем топлива и включает в себя два соединенных между собой топливных бака общей емкостью 150 литров. Топливные баки установлены под нижней противопожарной перегородкой отсека двигателя. В левом топливном баке расположена заливная горловина с заправочным фильтром и датчик топливомера. В топливной системе предусмотрен расходный бак, в который встроен сетчатый заборный фильтр. Топливный насос электрический, навесного типа, установлен в одном блоке с топливным фильтром тонкой очистки. Количество располагаемого топлива отображается на указателе уровня топлива на приборной доске.

Управление автожиром включает в себя:

  • управление несущим винтом – сдвоенные ручки управления циклическим шагом и ручку управления общим шагом (шаг-газ) с барашком корректора крейсерского шага;
  • управление рулем направления и передней стойкой шасси – ножные педали;
  • управление перестановкой стабилизатора;
  • управление системой триммерного эффекта в каналах крена и тангажа;
  • управление тормозами – подножки на педалях и флажок фиксатора стояночного тормоза на приборной доске;
  • управление тормозом несущего винта;
  • управление шестеренчатой муфтой предварительной раскрутки несущего винта.

На ручках управления автожиром параллельно установлены кнопки управления клапаном фрикционной муфты предварительной раскрутки несущего винта и кнюппели управления системой триммерного эффекта.

Приборное оборудование. ПНО и приборы контроля двигателя:

  • вариометр ВР-10Мк;
  • высотомер ВД-10Мк;
  • авиагоризонт электрический RCA26-AK с указателем скольжения (шарик);
  • указатель скорости WINTER 6221;
  • указатель оборотов несущего винта VDO 333035143;
  • указатель уровня топлива UMA 18-260-1C1;
  • указатель оборотов двигателя VDO 333035017;
  • указатель давления наддува VDO 150015001;
  • вольтметр VDO 332010003;
  • амперметр;
  • часы бортовые АЧС-1М;
  • компас магнитный PAI 700.

Примечание: могут быть установлены аналогичные приборы другой марки.

Прием полного и статического давлений обеспечивается обогреваемым приемником ПВД-6М, на который установлено профилированное кольцо для уменьшения поправок.

Световая сигнализация. На приборной доске располагаются следующие сигнальные табло и лампы:

  • лампа "сеть" зеленая
  • лампа "Тормоз НВ" красная
  • лампа "обороты НВ малы" красная
  • табло "Топливо 15 мин." красное
  • лампа "обороты НВ велики" красная
  • табло "Давление масла" красное
  • лампа "Отказ генератора" красная

Радиосвязное оборудование. РСО автожира включает в себя радиостанцию авиационного Garmin Apollo SL40 и интерком Flyghtcom 403mc с 3-мя гарнитурами.

Кабина автожира негерметичная. Для входа в кабину предусмотрено 2 передних двери и 1 задняя дверь по левому борту. Двери оснащены системой аварийного сброса.

Кресла оборудованы ремнями безопасности. Материал обшивки кресел – винилискожа. Поверхности кабины оклеены звукоизоляционными материалами и покрыты велюром. Место для багажа или груза находится под задним сидением.

Кабина обогревается бортовым жидкостным отопителем, питающимся от системы охлаждения двигателя.

Вентиляция кабины осуществляется с помощью вентилятора отопителя при закрытом кране и с помощью форточек, расположенных на стеклах дверей.

В кабине установлен бортовой хладоновый огнетушитель, доступный для каждого члена экипажа и предназначенный для тушения пожара в кабине.

Система электроснабжения автожира. Электросистема автожира - постоянного тока, напряжением 14 Вольт.

Источники питания:

  • генератор постоянного тока, установленный на двигателе мощностью 1 кВт (14В, 70А);
  • аккумуляторная батарея Topla EcoDry 55R номинальной емкостью 55А·ч, установленная в носовой части кабины под съемным лючком. Батарея герметичная с адсорбированным электролитом, не требует обслуживания кроме подзарядки.

Аккумуляторная батарея обеспечивает опробование электротехнического оборудования и многоразовый запуск двигателя, а также аварийное питание потребителей энергии в течение около 15 минут полета.

Антикоррозионная защита автожира, его агрегатов, узлов и деталей осуществляется в процессе производства нане­сением соответствующих гальванических покрытий, нанесением грунтов и эмалей. Внешняя окраска самолета выполняется глянцевыми полиуретановыми эмалями с высокой механической прочностью.

Защитные покрытия, применяемые на автожире, обеспечивают его длительную эксплуатацию в любом климатическом поясе на территории России.





 ЛТХ:
Модификация   А-002М
Диаметр несущего винта, м   10.74
Диаметр маршевого винта, м   1.92
Длина, м   6.26
Высота, м   3.32
Масса, кг  
  пустого   420
  максимальная взлетная   1060
Тип двигателя   1 ПД СТА-250
Мощность, л.с.   1 х 250
Максимальная скорость, км/ч   210
Крейсерская скорость, км/ч   140
Минимальная скорость, км/ч   35-40
Практическая дальность, км   530
Дальность с максимальной нагрузкой, км   350
Скороподъемность, м/мин   420
Практический потолок, м   2400
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   2 пассажиров или 350 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 A-002    (c) Иркут
 A-002M   (c) Денис Федорко
 A-002M
 A-002M
 Кабина пилотов А-002М

  Схемы:

 А-002

 



 

Список источников:

ОАО Научно-производственная корпорация Иркут. Автожир А-002
Irkutavia.ru. Легкий многоцелевой автожир А002М
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. ОАО "Иркут", А-002
Agroflot.ru. Иркут А-002М


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: