Уголок неба ¦ Аэропракт А-20 Червонец

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная современная авиация легкая авиация
   А-20 Червонец
       
Разработчик: Аэропракт
Страна: Украина
Первый полет: 1991
Тип: Сверхлегкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Аэропракт-20 (А-20) – двухместный самолет, подкосный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с кабиной закрытого типа, трехопорным неубирающимся шасси с управляемой хвостовой опорой. Самолёт предназначен для выполнения визуальных полетов днём в простых метеоусловиях. Прямое крыло расположено за кабиной экипажа, что вместе с большой площадью остекления обеспечивает хороший обзор на всех режимах полета. Кабина экипажа оснащена сдвоенным управлением. Конструкция шасси и энерговооружённость обеспечивают эксплуатацию самолёта на площадках (аэродромах) с бетонными и грунтовыми ВПП. А-20 можно легко разобрать и быстро собрать, перевозить на прицепе за легковым автомобилем, хранить в небольшом по объёму помещении.

А-20 имеет смешанную конструкцию (металлические с тканевой обшивкой крыло и оперение; стеклопластиковый фюзеляж, рессора и обтекатели шасси), каждый агрегат сделан так, чтобы наилучшим образом выполнять свои функции при минимальном весе и требуемых прочности и выносливости.

Силовая установка базовой серийной модели – двигатель Rotax 503 (50 л.с.) с толкающим винтом фиксированного шага (в первоначальном варианте был установлен двигатель РМЗ-640).

Виды применения самолёта :

  • Первоначальное обучение пилотов

  • Участие в спортивных соревнованиях

  • Маршрутные полеты

  • Патрулирование

  • Охрана лесов

  • Перевозка одного пассажира или 90 кг груза

  • Воздушная аэрофотосъёмка

  • Авиахимработы

  • Прочие авиаработы в пределах ЛТХ самолёта

Проектирование самолёта было начато в 1990 г. А-20 впервые поднялся в небо в 1991 г. и был представлен на слёте в Чернигове в недоработанном виде, поэтому, не был отмечен премиями и вниманием корреспондентов. Но, как часто бывает в авиации, благодаря огромной работе по доводке конструкции, проведенной в последующие годы, впоследствии стал хорошим самолетом.

В августе 2000 года авиафирмой "Аэропракт" на самолет А-20 впервые в Украине был получен полный сертификат типа для сверхлегкого летательного аппарата. Со слов главного конструктора "Аэропракта", Юрия Яковлева, процесс сертификации в первую очередь повысил безопасность эксплуатации А-20, т.к. в ходе испытаний был обнаружен и исправлен ряд недостатков, которые могли бы создать сложности в массовой эксплуатации. Процесс длился четыре года и усилиями коллектива "Аэропракта" отработан механизм проведения сертификации: прочностные, аэродинамические, лётные испытания, юридические процедуры.

В итоге конструкция А-20 оказалась настолько удачной, что послужила прототипом для нескольких модификаций - А-20СХ, А-20R912 "Sky Cruiser", а самолёт, благодаря своим уникальным лётным характеристикам, неоднократно становился призёром мировых и европейских чемпионатов СЛА

  • 1-е место на слёте-конкурсе СЛА в Санкт-Петербурге в июне 1993 года

  • 3-е место в конкурсе по скороподъёмности на 4-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА в августе 1993 г. По результатам чемпионата экипаж А-20 попал в десятку сильнейших.

  • 2-е место на Открытом Чемпионате Польши в 1994 году

  • 2-е место на 5-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА в августе 1995 года

  • 2-е место на 1-х Мировых Авиационных Играх 1997 года в Турции (всего участвовали 5 самолетов "Аэропракт" из 18-ти в этом классе)

  • 2-е место на Кубке Мира 1998 года в Венгрии

  • 3-е место на 2-х Мировых Авиационных Играх 2001 года в Испании

  • 1-е место на 7-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА 2002 года в Венгрии




 Модификации :

 A-20

 основная многоцелевая модификация.

 А-20СХ

 модификация базовой модели для возможности проведения авиахимработ (СХ - сельскохозяйственный). Основные размеры и конструкции - как у базовой модели, отличие - в стреловидности крыла (1,5 градуса). Самолёт оснащается оборудованием для опрыскивания: четыре крыльчатки на штангах обтекаемого сечения и два съёмных обтекаемых бака (по 90 л), прикрепленные к бортам фюзеляжа снаружи, чтобы исключить попадание химикатов в кабину и сохранить место второго пилота с управлением для подготовки сельхозпилотов. Для защиты экипажа в случае аварийной посадки в кабине установлена силовая рама, сваренная из стальных труб.

 А-20R912 "Sky Cruiser"

 модификация базовой модели с укороченным размахом крыла и ГО, более мощным (80 л.с.) двигателем,  закрытым в обтекатель, винтом изменяемого шага, полностью сбалансированными рулями, более обтекаемыми стойками шасси и подкосами крыла. Целью этой модификации было получение сверхлегкого самолёта с высокими крейсерскими характеристиками при сохранении хороших лётных качеств на малых скоростях, свойственных базовой модели.
 На основе данной модификации специально для участия в соревнованиях был подготовлен самолёт со свободнонесущим крылом, противофлаттерными балансирами на элеронах и руле высоты, и: "…на предыдущих соревнованиях мы видели, что на "спортивной двадцатке" нам нелегко соперничать с "Самбой" и "Синусом". Поэтому мы и решили еще больше модифицировать спортивный А-20, поставив на него крыло с ламинарным профилем (NACA-633418) меньшей хорды (1,2 м вместо 1,4). Самолёт с таким крылом мы уже делали раньше как более скоростную альтернативу А-20. Ему даже дали другое обозначение - А-30, так как с таким радикально новым крылом это фактически новый самолёт. На первом А-30 крыло было чуть короче (9,6 м), но полностью с металлической обшивкой (кроме закрылков и элеронов). Самолёт отлично летает, его максимальная скорость достигает 260 км/ч. На втором А-30, который мы готовили к чемпионату Европы 2002 года мы применили полотняную обшивку за лонжероном крыла (на 30% хорды) для снижения веса и увеличили размах до 10,2 м для улучшения лётных характеристик на малых скоростях…"

 Безподкосный А-20

 модификация со свободнонесущим крылом, не выпускается по причине большей трудоёмкости. Лётные характеристики изменяются незначительно (например, качество выше на единицу, скорость на 10 км/ч, уменьшился расход топлива на скоростях выше 120 км/ч, минимальная скорость снижения заметно не изменилась), но это важно для спортивной машины.




 ЛТХ:
Модификация   А-20  А-20СХ  А-20R912
Размах крыла, м   11.40   11.40   10.20
Длина, м   6.70   6.70   6.70
Высота, м   1.80   1.80   1.70
Площадь крыла, м2   15.70   15.70   14.00
Масса, кг      
  пустого   218   350   262
  максимальная взлетная   450   550   450
Топливо, л   38   38   90 (max)
Тип двигателя   1 ПД Rotax 503   1 ПД Rotax 912   1 ПД Rotax 912
Мощность, л.с.   1 х 50   1 х 80   1 х 80
Максимальная скорость, км/ч   140   150   210
Скорость сваливания (с закрылками), км/ч   45   60  45
Рабочая скорость, км/ч      90-120  
Скороподъемность, м/с   3   3.5   6
Минимальная скорость снижения, м/с   1.8   2.5   2
Разбег/пробег (в штиль), м   80   120   80
Максимальная дальность, км   400   800   1200 (max)
Макс. эксплуатационная перегрузка   +4/-2   +4/-2   +4/-2
Экипаж, чел   1   1   1
Полезная нагрузка:   1 пассажир или90 кг груза   2 бака с химикатами (180 л)   1 пассажир или
 90 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 А-20     (c) Аэропракт
 А-20     (c) Аэропракт
 А-20     (c) Аэропракт
 А-20     (c) Аэропракт
 А-20     (c) Аэропракт

 



 

Список источников:

Компания Аэропракт. АЭРОПРАКТ A-20 и АЭРОПРАКТ A-20R912
Крылья Родины. Двухместный самолет "Аэропракт-20"
Авиация Общего Назначения. Игорь Пугач, Юрий Яковлев. На этот раз мы - чемпионы


Уголок неба. 2008 



 

  Реклама: