Аэропракт-20 (А-20) – двухместный самолет, подкосный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с кабиной закрытого типа, трехопорным неубирающимся шасси с управляемой хвостовой опорой. Самолёт предназначен для выполнения визуальных полетов днём в простых метеоусловиях. Прямое крыло расположено за кабиной экипажа, что вместе с большой площадью
остекления обеспечивает хороший обзор на всех режимах полета. Кабина экипажа оснащена сдвоенным управлением. Конструкция шасси и энерговооружённость обеспечивают эксплуатацию самолёта на
площадках (аэродромах) с бетонными и грунтовыми ВПП. А-20 можно легко разобрать и быстро собрать, перевозить на прицепе за легковым автомобилем, хранить в небольшом по объёму помещении.
А-20 имеет смешанную конструкцию (металлические с тканевой обшивкой крыло и оперение; стеклопластиковый фюзеляж, рессора и обтекатели шасси), каждый агрегат сделан так, чтобы наилучшим образом
выполнять свои функции при минимальном весе и требуемых прочности и выносливости.
Силовая установка базовой серийной модели – двигатель Rotax 503 (50 л.с.) с толкающим винтом фиксированного шага (в первоначальном варианте был установлен двигатель РМЗ-640).
Виды применения самолёта :
-
Первоначальное обучение пилотов
-
Участие в спортивных соревнованиях
-
Маршрутные полеты
-
Патрулирование
-
Охрана лесов
-
Перевозка одного пассажира или 90 кг груза
-
Воздушная аэрофотосъёмка
-
Авиахимработы
-
Прочие авиаработы в пределах ЛТХ самолёта
Проектирование самолёта было начато в 1990 г. А-20 впервые поднялся в небо в 1991 г. и был представлен на слёте в Чернигове в недоработанном виде, поэтому, не был отмечен
премиями и вниманием корреспондентов. Но, как часто бывает в авиации, благодаря огромной работе по доводке конструкции, проведенной в последующие годы, впоследствии стал хорошим самолетом.
В августе 2000 года авиафирмой "Аэропракт" на самолет А-20 впервые в Украине был получен полный сертификат типа для сверхлегкого летательного аппарата. Со слов главного конструктора "Аэропракта",
Юрия Яковлева, процесс сертификации в первую очередь повысил безопасность эксплуатации А-20, т.к. в ходе испытаний был обнаружен и исправлен ряд недостатков, которые могли бы создать сложности в
массовой эксплуатации. Процесс длился четыре года и усилиями коллектива "Аэропракта" отработан механизм проведения сертификации: прочностные, аэродинамические, лётные испытания, юридические
процедуры.
В итоге конструкция А-20 оказалась настолько удачной, что послужила прототипом для нескольких модификаций - А-20СХ, А-20R912 "Sky Cruiser", а самолёт, благодаря своим уникальным лётным
характеристикам, неоднократно становился призёром мировых и европейских чемпионатов СЛА
-
1-е место на слёте-конкурсе СЛА в Санкт-Петербурге в июне 1993 года
-
3-е место в конкурсе по скороподъёмности на 4-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА в августе 1993 г. По результатам чемпионата экипаж А-20 попал в десятку сильнейших.
-
2-е место на Открытом Чемпионате Польши в 1994 году
-
2-е место на 5-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА в августе 1995 года
-
2-е место на 1-х Мировых Авиационных Играх 1997 года в Турции (всего участвовали 5 самолетов "Аэропракт" из 18-ти в этом классе)
-
2-е место на Кубке Мира 1998 года в Венгрии
-
3-е место на 2-х Мировых Авиационных Играх 2001 года в Испании
-
1-е место на 7-м Чемпионате Европы по пилотированию СЛА 2002 года в Венгрии
Модификации
: |
|
|
A-20 |
основная многоцелевая модификация. |
А-20СХ |
модификация базовой модели для
возможности проведения авиахимработ (СХ - сельскохозяйственный). Основные размеры и конструкции - как у базовой модели, отличие - в стреловидности крыла
(1,5 градуса). Самолёт оснащается оборудованием для опрыскивания: четыре крыльчатки на штангах обтекаемого сечения и два съёмных обтекаемых бака (по 90 л), прикрепленные к бортам фюзеляжа снаружи,
чтобы исключить попадание химикатов в кабину и сохранить место второго пилота с управлением для подготовки сельхозпилотов. Для защиты экипажа в случае аварийной посадки в кабине установлена
силовая рама, сваренная из стальных труб. |
А-20R912 "Sky Cruiser" |
модификация базовой модели с укороченным размахом крыла и ГО,
более мощным (80 л.с.) двигателем, закрытым в обтекатель,
винтом изменяемого шага, полностью сбалансированными рулями, более
обтекаемыми стойками шасси и подкосами крыла. Целью этой модификации
было получение сверхлегкого самолёта с высокими крейсерскими
характеристиками при сохранении хороших лётных качеств на малых
скоростях, свойственных базовой модели.
На основе данной модификации специально
для участия в соревнованиях был подготовлен самолёт со
свободнонесущим крылом, противофлаттерными балансирами на элеронах и
руле высоты, и: "…на предыдущих соревнованиях мы видели, что на
"спортивной двадцатке" нам нелегко соперничать с "Самбой" и
"Синусом". Поэтому мы и решили еще больше модифицировать спортивный
А-20, поставив на него крыло с ламинарным профилем (NACA-633418)
меньшей хорды (1,2 м вместо 1,4). Самолёт с таким крылом мы уже
делали раньше как более скоростную альтернативу А-20. Ему даже дали
другое обозначение - А-30, так как с таким радикально новым крылом
это фактически новый самолёт. На первом А-30 крыло было чуть короче
(9,6 м), но полностью с металлической обшивкой (кроме закрылков и
элеронов). Самолёт отлично летает, его максимальная скорость
достигает 260 км/ч. На втором А-30, который мы готовили к чемпионату
Европы 2002 года мы применили полотняную обшивку за лонжероном крыла
(на 30% хорды) для снижения веса и увеличили размах до 10,2 м для
улучшения лётных характеристик на малых скоростях…" |
Безподкосный А-20 |
модификация
со свободнонесущим крылом, не выпускается по причине большей
трудоёмкости. Лётные характеристики изменяются незначительно (например,
качество выше на единицу, скорость на 10 км/ч, уменьшился расход
топлива на скоростях выше 120 км/ч, минимальная скорость снижения
заметно не изменилась), но это важно для спортивной машины. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-20 |
А-20СХ |
А-20R912 |
Размах крыла, м |
11.40 |
11.40 |
10.20 |
Длина, м |
6.70 |
6.70 |
6.70 |
Высота, м |
1.80 |
1.80 |
1.70 |
Площадь крыла, м2 |
15.70 |
15.70 |
14.00 |
Масса, кг |
|
|
|
пустого |
218 |
350 |
262 |
максимальная взлетная |
450 |
550 |
450 |
Топливо, л |
38 |
38 |
90 (max) |
Тип двигателя |
1 ПД Rotax 503 |
1 ПД Rotax 912 |
1 ПД Rotax 912 |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
1 х 80 |
1 х 80 |
Максимальная скорость, км/ч |
140 |
150 |
210 |
Скорость сваливания (с закрылками), км/ч |
45 |
60 |
45 |
Рабочая скорость, км/ч |
|
90-120 |
|
Скороподъемность, м/с |
3 |
3.5 |
6 |
Минимальная скорость снижения, м/с |
1.8 |
2.5 |
2 |
Разбег/пробег (в штиль), м |
80 |
120 |
80 |
Максимальная дальность, км |
400 |
800 |
1200 (max) |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
+4/-2 |
+4/-2 |
+4/-2 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
1 |
Полезная нагрузка: |
1 пассажир или90 кг груза |
2 бака с химикатами (180
л) |
1 пассажир или 90 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|