МАИ-205 - легкий многоцелевой автожир, разработанный в ОСКБЭС МАИ.
"205" - очень легкий многоцелевой
одноместный автожир, предназначенный
для любых видов полетов
неакробатического применения (учебных,
тренировочных, спортивных и других
полетов), а также для выполнения
авиационно-химических работ (АХР) при
установке на автожир съемного
сельскохозяйственного оборудования.
Построен на базе самолета Авиатика-МАИ-890,
однако по сравнению с базовой
конструкцией "890-го" изменения не
коснулись лишь киля, горизонтального
оперения и носовой опоры шасси. Основным
применением автожира предполагаются
стать АХР. При проектировании аппарата
всесторонне учтен положительный опыт
эксплуатации сельскохозяйственного
самолета Авиатика-МАИ-890СХ. Новый
автожир спроектирован в ОСКБЭС МАИ,
опытный экземпляр построен на
экспериментальном опытном заводе (ЭОЗ)
МАИ.
Год начала разработки: 1997. Год начала
постройки опытного экземпляра: 1998. Год
окончания постройки опытного
экземпляра: 2000. Год начала испытаний: 2000.
В настоящее время автожир проходит
наземные испытания на Центральном
аэродроме имени Фрунзе. Идет
подготовка к летным испытаниям. Первый полет осуществлен в 2001 году.
Автожир "МАИ-205" представляет собой
одноместный винтокрылый летательный
аппарат. Изготавливается из
высококачественных конструкционных
материалов: алюминиевых и титановых
сплавов, легированных сталей,
композиционных материалов, текстиля и т. п.
Фюзеляж автожира - балочной конструкции,
выполнен из труб, изготавливаемых из
алюминиевого сплава. Кабина пилота -
закрытого типа с двумя дверями с
остеклением из оргстекла. Спереди
кабина замыкается носовым обтекателем
из стеклопластика. Задняя часть зашита
экраном со звукоизоляцией. Оперение -
подкосно-расчалочное, однокилевое,
нормальной крестообразной схемы с
полотняной обшивкой. Шасси - трехопорное.
Стойки основных опор - рессорного типа,
рессоры выполнены из титанового сплава.
Колеса основных опор с шинами 300х125 -
тормозные. Тормозная система -
гидравлическая. Передняя опора шасси - с
рычажной подвеской колеса и пружинным
амортизатором. Переднее колесо с шиной
300х125 управляется непосредственно от
педалей. Система управления -
механическая, обратимая. Обеспечивает
управление автожиром при помощи
автомата перекоса, руля направления и
руля высоты с триммером, управляемым из
кабины. Управление рулем высоты -
жесткое, через систему качалок и
трубчатых тяг. Управление по крену
осуществляется с помощью автомата
перекоса через систему тяг, качалок и
тросов. Управление рулем направления -
полужесткое, через тросы. Несущая
система (НСА) автожира обеспечивает
режим старта, посадки, набора высоты,
снижения, а также управления автожиром
по поперечному каналу (по крену). Она
расположена позади и над кабиной пилота.
Система воздушных винтов (СВВ) включает
в себя толкающий воздушный винт и
несущий воздушный винт (НВ) и
обеспечивает поступательное и
вертикальное перемещение автожира.
Привод НВ для его раскрутки перед
стартом производится с помощью ременной
передачи, системы тяг, роликов и
электромеханизма. Система раскрутки НВ
на старте позволяет производить взлет
автожира без разбега (точечный взлет).
Для выполнения точечного взлета (или "прыжка")
НВ раскручивается на земле до оборотов в
1,3...1,5 раза превышающих обороты несущего
винта в горизонтальном полете. После
раскрутки НВ пилот кнопкой на ручке
управления автожиром включает режим "прыжка"
- за 2...3 секунды увеличивается угол
установки лопастей до 10 градусов. За
счет увеличения шага лопастей НВ
создается положительная вертикальная
перегрузка (тяга воздушного винта), и
автожир, используя кинетическую энергию
раскрученного НВ, отделяется от земли,
при этом система отрабатывает шаг НВ до 4 градусов,
а за счет тяги толкающего воздушного
винта автожир переходит в
поступательное движение с увеличением
скорости и с небольшой просадкой
переходит в режим разгона и набора
высоты. Приборное оборудование:
- указатель скорости УС-250;
- компас КИ-13;
- вариометр ВР-10М;
- высотомер ВМ-3;
- указатель скольжения;
- указатель оборотов НВ;
- электронный комплексный прибор
контроля работы двигателя "FLYdat";
- цифровой счетчик выработки
химикатов.
Сельскохозяйственное оборудование
состоит из двух комфорных баков для
ядохимикатов общей емкостью 100 л.;
электронасоса, позволяющего
производить перемешивание химикатов и
промывку системы на земле; фильтров;
комплекта распылителей отечественного
производства (или распылителей AU-7000
фирмы "MICRONAIR" (Англия)), цифрового
счетчика выработки химикатов и системы
управления сельскохозяйственным
оборудованием.
На автожире сзади, в толкающей открытой
компоновке, установлен на кольцевой
мотораме один двигатель "Rotax-914ULS" (Австрия)
- поршневой, жидкостного охлаждения, с
оппозитным расположением цилиндров, с
карбюраторным образованием смеси,
четырехцилиндровый, четырехтактный, с
турбонаддувом, мощностью 100 л. с. и
максимальной взлетной мощностью (с
включенным турбонаддувом) 115 л. с. В
качестве топлива используется бензин с
октановым числом не менее 95 по
исследовательскому методу. Поставщик
двигателей - АО "Авиагамма" (Москва).
На самолете имеется топливный бак
емкостью 30 л, интегрированный в
единый конструктивный блок с двумя
комфорными баками для химикатов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МАИ-205 |
Диаметр несущего винта, м |
9.00 |
Длина фюзеляжа, м |
5.32 |
Полная длина, м |
9.00 |
Высота, м |
2.87 |
Масса, кг |
|
пустого |
370 |
максимальная взлетная |
530 |
топлива |
22 |
Тип двигателя |
1 ПД Rotax-914ULS |
Мощность, л.с. |
1 х 115 |
Максимальная скорость, км/ч |
145 |
Крейсерская скорость, км/ч |
115 |
Минимальная скорость, км/ч |
30 |
Практическая дальность, км |
185 |
Практический потолок, м |
4250 |
Макс. эксплутационная перегрузка |
3.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|