Уголок неба ¦ Adam A500

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   A500
       
Разработчик: Adam
Страна: США
Первый полет: 2002
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Adam Aircraft Industries - это американская компания, основанная в 1998 году Джорджем Ф. Адамом младшим и Джоном С. Кнудсеном. Обосновавшись летом 2006 года в аэропорте Сентенниэл близ Энглвуда в Колорадо, компания продолжила работу над двумя концептуально близкими самолетами - с поршневым и турбовентиляторным двигателем. Поршневая модель получила название Adam А500, и ее можно считать развитием самолета Model 309 CarbonАеrо. Эту модель создал Берт Рутан (Burt Rutan) из фирмы Scaled Composites с целью продемонстрировать ценность композитных материалов для гражданского авиастроения.

Биография Берта Рутана показывает, что после того как первые проекты принесли признание его конструкторского таланта, на протяжении всей творческой деятельности к нему обращались различные люди и компании, увидевшие в Рутане человека, способного привести к достижению их собственных идей.

Абсолютное большинство проектов было реализовано технически, подтвердив практическую исполнимость той или иной концепции. Но далеко не всегда заказчики проектов смогли воплотить их в жизнь. Иногда они сами отказывались от дальнейших работ, как корпорация Toyota. В других случаях проект не получал достаточной поддержки в деловом сообществе, как было с самолетом Boomerang, спроектированным по заказу Morrow Aircraft Corporation. Однако нередки случаи, когда продвижение новых самолетов закрывалось по причине банкротства, как случилось с компанией Adam Aircraft Industries в 2008 году.

Но кто в начале 1999 года мог знать, что так произойдет? С большой долей вероятности можно предположить, что руководитель компании Rick Adam обратился к Рутану со своей идеей благодаря успеху рекордного самолета Voyger, одной из особенностей которого было использование двухмоторной силовой установки, скомпонованной по схеме "тяни-толкай".

При всей очевидности преимуществ этой схемы, сулящей минимальные проблемы в случае отказа одного из двигателей, такое их расположение ставит перед конструктором ряд проблем. Среди них можно назвать неблагоприятные условия для работы воздушного винта и охлаждения двигателя, расположенных в хвостовой части гондолы (чаще всего в такой компоновке оперение располагают на балках, а моторы - в гондоле, которая используется в качестве фюзеляжа). Еще одна проблема - центровка и инерционные моменты масс силовых установок, расположенных на удалении от центра тяжести самолета. Наконец, безопасность экипажа, который в случае аварии на взлетно-посадочных режимах может оказаться в кабине, как в капкане между двумя двигателями.

Несмотря на то, что среди пилотов поршневой авиации довольно популярен самолет Cessna 337, в котором реализована подобная компоновка, в каждом новом проекте эти проблемы требуют квалифицированного решения. Проект Voyager показал, что Рутан наиболее готов к созданию легкого самолета такой компоновки.

Концептуальное проектирование Adam 309 началось в мае 1999 г., в августе были изготовлены первые матрицы, первый полет состоялся 21 марта 2000 года, а через две недели, 5 апреля, - презентация заказчику. Менее года было затрачено на разработку двухмоторного шестиместного легкого самолета с характеристиками, которые выше, чем у потенциальных конкурентов. В частности, самолет позволял летать на 60% дальше и почти в 1,5 раза быстрее и выше (в 1,3 раза) по сравнению с Cessna 337. У самолета Adam 309 была просторная герметичная кабина.

После завершения летных испытаний Adam Aircraft Industries стало ясно, что самолет полностью отвечает представлению Рика Адама о самолете, который он решил предложить рынку. В модели 309 была достигнута высокая чистота аэродинамических поверхностей, использован современный цифровой навигационный комплекс, который упростил пилотирование и уменьшил нагрузку на пилота, высокая технологичность позволила снизить себестоимость производства и цену самолета.

Первый полет А500 состоялся 11 июля 2002 года и был объявлен как "запуск в производство самолета CarbonAero". К особенностям А500 можно отнести широкое использование в конструкции самолета композитных материалов на основе графита, а также маленькие вертикальные плоскости на концах крыла, полностью автономную цифровую систему контроля над двигателем FADEC, трехлопастные винты Hartzell, герметизацию пассажирской кабины длиной 4,14 м, шириной 1,37 м и высотой 1,31 м, вход в которую совершался через откидывавшуюся вниз дверь со ступеньками. Пилотская кабина была оборудована приборами Avidyne Entegra с двойными мультифункциональными дисплеями Garmin, всепогодным радаром и антиобледенительной системой. В нижней части центральной гондолы находилось багажное отделение.

Ограниченный сертификат Федеральной Авиационной администрации А500 получил в 2005 году, а 7 ноября того же года поступил первый заказ от покупателя. Продав семь машин, Adam приостановил их продажу, чтобы усовершенствовать модель. Затем ситуация стала развиваться бурно и драматично. В январе 2008 Adam объявил о начале программы "Создаем летающую продукцию", но уже в феврале все работы были приостановлены, а компания объявлена банкротом.

Adam вернул первые два "заказных" А500 для дальнейших доработок, но позже один из этих прототипов был передан третьему заказчику. Компания планировала развернуть производство А500 в начале 2007 года.




 ЛТХ:
Модификация   A500
Размах крыла, м   13.41
Длина самолета,м   10.26
Высота самолета,м   2.90
Площадь крыла, м2   15.79
Масса, кг  
  пустого снаряженного самолета   2341
  максимальная взлетная   3175
Тип двигателя   2 ТВД Continental TSIO-550-E
Мощность, л.с.   2 х 350
Максимальная скорость, км/ч   463
Крейсерская скорость, км/ч   426
Экономическая скорость, км/ч   322
Перегоночная дальность, км   2382
Практическая дальность, км   1652
Скороподъемность, м/мин   417
Практический потолок, м   7620
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   до 5 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 A500       (c) Alan Radecki
 A500      (c)  Ralph Duenas
 A500     (c) Jeff Miller
 A500     (c) Jaysen F. Snow
 A500     (c) Jaysen F. Snow
 Пассажирская кабина
 Инструментальная панель

  Схемы:

 A500

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Adam A500
Авиация Общего Назначения 2016-02. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
Adam Aircraft. A500
Flug Revue Online. Rick Adam's Dream Takes Flight!


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: