Aeronca 12 Chum - лёгкий
двухместный самолёт общего назначения, планировавшийся к серийному выпуску
компанией Aeronca Aircraft Inc в середине 40-х годов XX века по лицензии
компании Engineering and Research Corporation (ERCO). За основу был принят
выпускаемый ERCO с 1940 года самолёт ERCOupe-415. В 1946 году было построено два
тестовых образца. В серию самолёт не пошёл.
Разработка самолёта велась с 1931 года группой сотрудников Национальной
Консультативной Комиссии по Аэронавтике (NACA) - предшественника NASA - под
руководством помощника директора отдела аэронавтики Фреда Уэйка. Самолёт
создавался энтузаиастами в свободное от работы время. К 1934 году они
разработали и построили самолёт, который получил название W-1. Особенностью
этого высокоплана-парасоли был раздвоенный хвост и толкающая схема, когда винт
располагался сзади. Наработки Уэйка использовались NACA при создании Stout
Scycar, а также при создании самолёта Hammond Y.
В 1936 году Уэйк оставил NACA и возглавил команду разработчиков ERCO - компании,
основанной в 1930 году Генри Берлинером. К началу 1937 года в ERCO был готов
экспериментальный W-1A. Машина была во многом переработана - перед
разработчиками ставилась задача получить недорогую, недежную,
конкурентоспособную машину. Винт был перенесён вперёд, высокоплан превратился в низкоплан, однако хвост остался раздвоенным. В октябре 1937 года начались лётные
испытания самолёта под названием ERCO-310. Однако вскоре самолёт снова поменял названиена ERCOupe. Самолёт был одноместный.
Основными особенностями машины был полностью закрытый обтекателем мотор;
стеклянный кокпит, улучшающий видимость; высочайшая надёжность - машину
практически не возможно было довести до сваливания или штопора; и три шасси,
одно из которых (управляющее) было расположено в носу и препятствовало
переворачиванию машины при неумелой посадке.
Ercoupe получил сертификат лётной годности в 1940 году. В том же году самолёт
пошёл в серию. И сразу же ERCO впускает двухместную модификацию ERCO
Ercoupe-415. До начала войны ERCO успела продать всего 112 таких машин, однако
во время войны машины поставлялись в центры обучения по Программе обучения
гражданских пилотов, а также для Гражданского аэронавигационного патруля,
использовавшего их для обнаружения с воздуха немецких подводных лодок.
Самолёт прекрасно себя зарекомендовал своей простотой и неприхотливостью. В
конце 1945 года, когда ERCO возобновила производство самолётов для продажи, на
неё обрушился вал заказов. В течение 1946 года компания продала 4311 ERCOupe-415
по цене 2665 долларов.
Видя такой успех, в Aeronca решили приобрести лицензию на производство самолётов
ERCOupe. В 1946 году Aeronca построила два опытных образца под названием Aeronca
12 Chum. Первый получил бортовой номер NX39637 и практически ничем не отличался
от оригинального самолёта. Второй был результатом экспериментов, которые в
Aeronca провели над ERCOupe. Он имел бортовой номер NX83772. У него был
удлинённый одинарный хвост и другая конструкция шасси.
Однако к 1947 году Aeronca 7 Champion начал бить все рекорды по продажам, в
Aeronca решили не размениваться и работы над проектом Chum были завершены. В
серию самолёт не пошёл. Продажи оригинального ERCOupe также пошли на спад.
Лицензия на его производство была продана ещё пяти различным авиастроительным
компаниям. Самолёт в различных модификациях производился до 1970 года. Всего
было произведено 5685 машин.
Конструкция
Полностью металлический низкоплан с раздвоенным (NX39637) или удлинённым
одинарным (NX83772) хвостом. Обшит алюминиевыми листами. Пилот и пассажир
находятся в кабине рядом друг с другом. Кабина представляет собой возвышающийся
над фюзеляжем кокпит.
Двигатель - поршневый Continental C-75, мощностью 75 л.с. Шасси неубираемые, с
управляющим носовым колесом. Винт двухлопасной, шаг винта неизменяемый.