Самолёт AG 02 интересен тем, что в нём реализован принцип непосредственного
управления подъёмной силой. При отклонении ручки, вместо поворота руля высоты,
как в обычных самолётах, синхронно отклоняются закрылки и цельноповоротное
хвостовое оперение. При этом растёт или уменьшается подъёмная сила, а точка её
приложения не смещается. В результате самолёт набирает или теряет высоту с
практически горизонтальным положением фюзеляжа (отклонение от горизонтали не
более 4°), что, по мнению конструктора, обеспечивало хороший обзор и комфортные
условия для пилота.
Основатель компании Avions A. Gatard, Albert Gatard, построил по такой схеме
первый экспериментальный деревянный высокоплан с полотняной обшивкой в 1951г. Он
назывался Statoplan AG 01 Alouette.
В 1957-1963г.г. он построил 2 экземпляра самолёта Statoplan AG 02 Poussin (второй
отличался различными усовершенствованиями) и начал продавать его чертежи
конструкторам-любителям. Однако данных о постройке ими реальных самолётов нет.
Позднее Gatard построил ещё три самолёта с той же схемой
управления: двухместный AG 03 Hirondelle с сиденьями бок о бок и трёхместный высокоплан AG 04 Pigeon
(1976г., двигатель Continental C-90, 90л.с.) и AG 05 Mesange (1977г.). Последний
был очень похож на AG 02, но стал двухместным: два пилота сидели бок о бок.
Краткое описание.
Одноместный свободнонесущий цельнодеревянный низкоплан. Самолёт очень лёгкий и
компактный.
Крыло прямоугольное, деревянное, однолонжеронное, с
работающей фанерной обшивкой. Профиль NACA 23012. Всю заднюю кромку крыла
занимают закрылки (отклоняются на угол до 35°) и флапероны (элероны - закрылки -
отклоняются на угол до 20°). Отклонение закрылков и флаперонов связано с
поворотом стабилизатора.
Оперение - цельнодеревянное, с цельноповоротным
стабилизатором с профилем NACA 23009. На концах стабилизатора небольшие
вертикальные поверхности, фактически, дополнительные кили. Киль и руль поворота
обычной схемы, на руле поворота есть триммер.
Фюзеляж с фанерной обшивкой, под фюзеляжем небольшой
воздушный тормоз. Он применяется для автоматической балансировки самолёта при
посадке, когда элероны и флапероны отклоняются на максимальные углы (управление
- от ручки, кинематически связанной и с элеронами, и с закрылками, и с цельноповоротным стабилизатором и, наконец, с воздушным тормозом). Пилот сидит в
кабине под сильно выпуклым, откидывающимся назад фонарём. За сиденьем небольшой
багажный отсек, по бортам кабины карманы для карт.
Шасси с хвостовым колесом, неубирающееся. Амортизатор из
резиновой ленты. Колёса с тормозами фирмы Dunlop. Заднее колёсико управляемое.
Двигатель Volkswagen (24 л.с.), 4 -цилиндровый оппозитный
воздушного охлаждения. За двигателем - противопожарная перегородка, за ней,
перед кабиной, 30л бак бензина. Ёмкость маслосистемы 2л.