Лёгкий многоцелевой самолёт Аккорд-201 разработан в КБ НПО "Авиа Ltd" под
руководством Е.Маслова. Прототип (тогда еще принадлежащий ОКБ "Аккорд" ) впервые
поднялся в воздух 18 апреля 1994 года (лётчик-испытатель М.Никифоров). В августе
1995 года экспонировался на МАКСе в Жуковском.
Главной ошибкой в проекте "Аккорд" оказалась ставка на отечественные
роторно-поршневые двигатели, только ещё находящиеся в разработке, ВАЗ-4133А. Это
мотор, который ВАЗ раньше ставил на машины ГАИ. Пермские мотористы решили
снабдить его редуктором и адаптировать к авиационному использованию. Тогда ещё
по привычке верили в обещания отечественных производителей сделать что-то
хорошее (так же, кстати, как и в обещания банков и правительств), и самолёт
рассчитали на те 160 л.с., которые пророчили мотористы. Но совсем не то
оказалось на деле - меньше 100 л.с. на выходе, при этом остальные 60,
скорее всего, уходят в тепло, и никаких радиаторов не хватает. Зажигание почти
не работает. Отказы каждые 15 минут работы. В результате два года угроблено на
войну с неисправностями двигателей.
Тем не менее, самолёт в конце концов много налетал и на них. Правда, с
частыми вынужденными посадками с отказавшим. Торчащий сверху радиатор - это
выход из безвыходного положения. Это даже не просто радиатор, это два, один за
другим. "Аккорд" летал до Москвы и обратно, правда в полёте как-то на моторе
лопнул стяжной болт, и вылетело почти всё масло, еле доползли до ВПП.
Самолёт участвовал на Moscow Air Show 91,93, 95. Пилот Михаил Никифоров
выполнял на нём довольно захватывающий пилотаж с пассажирами на борту. Самолёт
включен в издание "Jane's All the World's Aircraft" (издаётся в Великобритании).
Но мучениям с отечественными моторами когда-нибудь должен был наступить
конец. В конце концов найдены средства на Teledyne Continental Motors IO360ES
(тогда единственный поршневой двигатель, сертифицированный в России), и самолёт
был основательно модифицирован в "Аккорд-201".
Первоначально намечалась доработка 5-местного "Аккорда" под новые двигатели Teledyne Continental Motors IO 360 ES (210 л.с. каждый). Но эти двигатели для
старого "Аккорда" были, мягко говоря, великоваты, и при его пассажировместимости
получалась не слишком хорошая экономика полёта. Менее мощных двигателей, сертифицированых в России, тогда не было, Необходимо было увеличить полезную
нагрузку, а поскольку объём кабины уже не позволял, то речь пошла о
перекомпоновке всего самолёта.
В результате вышел "Аккорд-201"
(Первый полет 17 июля 1997 года). Пассажирскую кабину несколько расширили
сзади и снизу, в результата удалось поставить два дополнительных пассажирских
кресла туда, где раньше был багажник, и ещё осталось достаточно много места
позади них. В процессе его проектирования были учтены и исправлены некоторые
конструктивные неувязки, обнаруженные на Аккорде-прототипе, и применены более
оптимальные параметры конструкции. Кроме этого, раз уж всё равно приходилось
переделывать, была значительно упрощена и удешевлена конструкция. Крылья без
сужения и использование плоских панелей и поверхностей одинарной кривизны на
большей части обшивки значительно упростили изготовление и сборку, и планер
самолёта, при увеличении пассажировместимости, практически оказался дешевле
предшественника, при возможности сборки в малооборудованных мастерских.
Самолёт предназначен для пассажирских перевозок. Вариант комплектации
самолета предназначенный для перевозки шести пассажиров с багажом. На самолете
установлен стандартный комплект бытового оборудования и выполнена стандартная
отделка интерьера салона.
Может быть использован в качестве :
1) Грузового. Вариант комплектации самолета с демонтированными пассажирскими
диванами и креслами. Обеспечена швартовка и безопасная перевозка грузов в салоне
самолета. Погрузка-выгрузка грузов осуществляется через грузовой люк в кормовой
части кабины или через двери кабины самолета.
2) Санитарного. Специальный вариант комплектации самолета с демонтированными
пассажирскими диванами и креслами, оборудованный узлами для крепления носилок,
предназначенных для эвакуации пострадавших и перевозки больных, оборудованный
необходимой медицинской аппаратурой и креслом сопровождающего.
3) Патрульного. Специальный вариант комплектации самолета, оборудованный
аппаратурой в зависимости от выполняемых задач: мониторинг лесных ресурсов, газо-
и нефтепроводов, линий электропередач, контроль загрязнения окружающей среды.
4) Учебного. Специальный вариант комплектации самолета предназначенный для
выполнения учебно-тренировочных полетов и оборудованный двумя постами управления
самолетом (сдвоенное управление) для обучаемого пилота и пилота-инструктора.
Кроме того существуют следующие варианты:
1) Универсал. Грузопассажирский вариант комплектации самолета на 4-5
пассажирских мест с возможностью безопасной перевозки багажа и груза в салоне
самолета.
2) Амфибия. Вариант комплектации самолета оборудованного дистанционно
управляемыми поплавками в дополнение к колесному шасси. Возможность управления
(подъем и выпуск) поплавками в полете обеспечивает взлет-посадку с водной
поверхности, с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.
3) Для аэрофотосъемки. Специальный вариант самолета оборудованный аппаратурой
фото- и видеосъемки поверхности Земли или другой научно-исследовательской
аппаратурой, в зависимости от выполняемой задачи.
4) Комфорт. Вариант комплектации самолета с улучшенной отделкой интерьера
салона, с установкой бытового и дополнительного оборудования, обеспечивающего
наиболее комфортные условия в салоне самолета, в соответствии с требованиями
заказчика.
5) Для парашютистов. Специальный вариант комплектации самолета с
демонтированными пассажирскими диванами и креслами, оснащенный оборудованием,
обеспечивающим безопасное десантирование парашютистов.
На конец 005 года изготовлено 5 серийных самолётов. Подписано соглашение с
итальянской фирмой GSE о лицензионном производстве самолёта в Италии.
Аккорд-201 представляет собой подкосный высокоплан с двухкилевым оперением.
Крыло прямое. Шасси неубирающееся, трёхопороное с передней стойкой.
Фюзеляж самолета "Аккорд-201" - цельнометаллический.
Конструкция фюзеляжа обеспечивает подходы к самолетным системам и агрегатам,
удобство входа и выхода лётчика и пассажиров, хороший обзор из кабины, удобство
погрузки и выгрузки.
Фюзеляж условно разделён на три части: носовая и средняя части фюзеляжа,
хвостовая балка. Фюзеляж состоит из основного каркаса и обшивки.
Основной каркас фюзеляжа - рама сварной конструкции, изготовлена из
высокопрочной нержавеющей стали (ВНС-2). Неразъёмная металлическая конструкция
основного каркаса воспринимает большую часть нагрузок, действующих на фюзеляж.
Наружная часть каркаса закрыта листами обшивки из материала Д16Т.
В средней части фюзеляжа расположена кабина с двумя дверями и грузовым люком.
Кабина закрытая, рассчитана на 5-7 человек. Для погрузки/разгрузки грузов в
хвостовой части имеет большая грузовая дверь. Двери расположены по обоим бортам
фюзеляжа. Грузовой люк расположен в задней части кабины. Люк имеет две створки,
открывающиеся в разные стороны наружу.
Между задними стойками каркаса кабины и подкосом хвостовой балки расположены
окна, закрытые прозрачным листовым органическим стеклом.
Внутренняя поверхность кабины закрыта панелями из материала Д16Т. Боковые и
потолочные панели съёмные и покрыты мягким отделочным материалом. Панели пола
установлены неразъёмно на заклепках.
Силовая установка состоит из 2 поршневых двигателей Teledyne Continental
IO-360ES7В с двухлопастными воздушными винтами фирмы "Хартцель".
Система управления "Аккорд-201" предназначена для изменения траектории и режимов
полета, балансировки и для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета.
Система управления самолетом состоит из системы основного управления и
системы вспомогательного управления.
Система основного управления состоит из:
- системы управления элеронами (Э);
- системы управления рулями направления (РН) с триммером;
- системы управления рулём высоты (РВ) с триммером.
Система вспомогательного управления состоит из:
- системы управления закрылками.
Управление "Аккорд-201" - двойное, и состоит из ручного (штурвального) и
ножного. Управление осуществляется с одного или двух постов. Правый пост может
быть снят. Проводка управления выполнена тросовой. Связь с выходными качалками и
кабанчиками рулей - трубчатыми тягами. Проводка управления закрылками -
трубчатыми тягами.
Триммера и закрылки приводятся в действие электромеханическими приводами
МП4С2,5А (2 шт.) и МП25С6А соответственно. Триммер РВ приводится в действие тангентой на штурвале, а триммер РН и закрылки
- тумблерами на нижней части
центрального пульта управления двигателями. Там же расположены индикаторы
положения закрылков. Индикация положения закрылков - загоранием соответствующих
табло ТС-5М (3 шт. - "Убрано", "Взлет", "Посадка"). Индикация положения
триммеров производится стрелочными приборами ИП-1 (2 шт.), расположенными на
приборной доске.