Уголок неба ¦ Alaparma AM.10

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   AM.10
       
Разработчик: Alaparma
Страна: Италия, Аргентина
Первый полет: 1951
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В конце 1940-х годов инженер Андриано Мантелли (Adriano Mantelli) переехал в Буэнос-Айрес, Аргентина. Там он продолжил проектирование своих легких самолетов. В 1951 году появился AM.10  - двухместный моноплан с с двухбалочным фюзеляжем типа "рама", оснащенный двигателем CNA C-2 мощностью 38 л.с. В отличии от ранних моделей самолет имел только один вертикальный стабилизатор.

Производство самолета началось в Италии, а в Аргентине Мантелли с помощью Роберта Мэдсона (Robert Madsen) был построен только один AM.10 Trieste (LV-X7) отличавшийся от серийных машин американским 65-сильным двигателем Continental A65 и двумя вертикальными стабилизаторами, как на ранних машинах Мантелли.

Следующей моделью самолета стал одноместный AM.11 Albatross, оснащенный двигателем SAI-Ambrosini P-25 мощностью 22 л.с или Hirth F-10A мощностью 28 л.с..  Хвостовая часть была схожа с AM.10 Trieste. В Аргентине компанией OMA (Officina Meccanica Aeronautica) был построен один AM.11 (LV-X8) с двухтактным двигателем McCulloch.

В начале 50-х Андриано Мантелли построил на базе AM.10 планер AM.12 с размахом крыла 12 метров и длиной 5.5 метра. Он впервые поднялся в небо 12 ноября 1954 года. Затем на планер установили двигатель CNA C-2. 

Это оказалась не последняя переделка машины - в начале 1960-х  на него установили турбореактивный двигатель Turbomeca Palas с тягой 160 кгс. 17 февраля 1962 года самолет пилотируемый Мантелли побил мировой рекорд для ЛА массой до 500 кг достигнув высоты 6700 метров, за что разработчику был вручена премия имени Блерио. Еще раз  Мантелли побил этот рекорд уже на AM.12 c поршневым Praga D мощностью 75 л.с., поднявшись 16 апреля 1964 года на высоту в 8763 метра.

Единственным самолетом  Андриано Мантелли  без двухбалочной хвостовой части стала переделка в 1957 году его AM.6 под экспериментальный V-образный хвост типа "бабочка".




 


 ЛТХ:
Модификация   AM.10   AM.11
Размах крыла, м   7.00   10.00
Длина, м   5.00   5.00
Высота, м   1.37  
Площадь крыла, м2   8.00   10.00
Масса, кг    
  пустого   166   175
  максимальная взлетная   358  
Тип двигателя   1 ПД CNA C-2   1 ПД SAI-Ambrosini P-25
Мощность, л.с.   1 х 38   1  х 22
Максимальная скорость, км/ч   165   150
Крейсерская скорость, км/ч   144   130
Практическая дальность, км   600   390
Скороподъемность, м/мин    
Практический потолок, м   3000  
Экипаж, чел   2   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AM.10
 AM.10 на соревнованиях
 AM.10
 AM.10
 AM.10 Trieste
 AM.10 Trieste
 AM.11
 Планер AM.12
 Самолет AM.12
 AM.12 с ТРД Palas
 Самолет AM.12
 AM.6 c V-образным хвостом, 1957 год

  Схемы:

 AM.10 Trieste
 AM.11

 



 

Список источников:

L'Ala d'Italia 1951-05-06. Plinio Rovesti. Volano gli "A.M." su la sconfinata Pampa Argentina
Michael J. H. Taylor. Jane's Encyclopedia of Aviation
Secretprojects.co.uk. Alaparma Baldo AM.75
Airport-data.com. I-DONN, Alaparma AM.10
Asso4stormo.it. Renzo Castelletti
Minijets.org. Adriano Mantelli AM 12 Palas
Décollage 1947-08-14. L'Alaparma A.M.10


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: