В анчале 2017 года киевская
компания "Аэроскиф" представляет новый одномоторный четырехместный самолет
модели АС-168 "Аэроскиф". Компания "Аэроскиф" создана
была в 2005 г. как конструкторское бюро по проектированию легких самолетов.
Основным направлением деятельности компании были и остаются разработка и
производство легких одномоторных четырехместных самолетов. Это стало ясно уже
буквально через несколько месяцев после первого знакомства с компанией "Аэроскиф", когда она подняла свой первый четырехместный
самолет СН 640, собранный из кит-набора.
В качестве прототипа
AC-168 была использована проверенная конструкция многоцелевого самолета
модели СН 640. "Аэроскиф" получил сертификат типа Украины в соответствии
с АП-23, поэтому мы поставляем его как полностью собранный сертифицированный
самолет или как кит-набор для домашней сборки.
АС 168 создан в ответ на возрастающий спрос на недорогие, простые в производстве
и сборке из наборов в домашних условиях самолеты для всей семьи.
В конструкции и технологии производства мы применили проверенные и простые
конструктивные решения, обеспечивающие легкую сборку пилотами-любителями. В
частности, это достигается применением технологии сборки по сборочным
отверстиям, подготовкой подробных руководств по самостоятельной сборке самолета
в домашних условиях. Мы предлагаем набор деталей такой степени готовности,
который позволяет потребителю собрать полноценный самолет из сертифицированных
комплектующих деталей при минимальном наборе инструментов и приспособлений, при
отсутствии навыков и специального образования. При этом выгода достигается не
только за счет уменьшения цены при покупке самолета в кит-наборе, но и за счет
программы контроля качества.
Конструкция сборного самолета АС 168 "Аэроскиф" модульная -
каждая секция
собирается отдельно на плоском столе, без каких-либо стапельных приспособлений.
Таким образом, многие конструкторы-любители получают навыки по
мере продвижения сборки самолета. При модульной конструкции комплекта требуется
минимальное рабочее пространство, поскольку большинство конструкторов-любителей
и пилотов-новичков собирают самолеты в гараже, рассчитанном на одну машину, или
в мастерской, расположенной в подвале.
В основу концепции проектирования положена идея разработки, производства и
вывода на мировой рынок легкой авиации современного четырехместного
цельнометаллического одномоторного самолета с повышенной степенью безопасности и
высокими экономическими показателями. Основными сегментами эксплуатации
изначально были определены четыре:
- бизнес;
- решение специальных задач;
- обучение;
- использование в личных целях.
Несмотря на пункт четыре, изначально было определено, что сфера применения
самолета не должна ограничиваться использованием его как частного маршрутного
самолета семейного типа. Для личного использования самолета во многих странах
сборка из кит-набора открывает достаточно перспектив, однако коммерческое
использование возможно только при наличии сертификата типа. Поэтому при
проектировании самолета решено было строго следовать требованиям АП-23, чтобы
сертифицировать самолет. Но при этом конструкция и технологии его изготовления
должны позволять сборку из наборов в тех случаях, когда эксплуатация не
требовала сертификата типа и во главу угла покупатель ставил минимизацию
расходов на приобретение самолета.
Надо отметить, что к моменту начала разработки самолета специалисты компании уже
имели опыт изготовления, продаж и эксплуатации двух- и четырехместных самолетов,
собранных из кит-наборов, поэтому хорошо представляли их особенности. Таким
образом, самолет АС-168 "Аэроскиф" был создан на основе многолетнего и глубокого
мониторинга хорошо зарекомендовавших себя моделей самолетов разных мировых
производителей и собственного опыта проектирования и производства авиационной
техники. Компания "Аэроскиф" является держателем сертификата разработчика
авиационной техники.
Конструкцию крыла отличает уникальность технических решений: применение новой
модификации аэродинамического профиля с большой подъемной силой и закон-цовок
типа Horner, увеличивающих эффективный размах крыла. С их помощью при
относительно небольшом увеличении размаха и площади крыла удалось повысить
эффективное относительное удлинение крыла.
Свободнонесущее крыло с большой строительной высотой обеспечивает максимальную
прочность при минимальном весе. Конструкция крыла технологична, так как
применяется неконическая балка без геометрической и аэродинамической крутки, что
позволяет легко собирать и обслуживать его. Крыло эффективно и с позиций
аэродинамики, поскольку при полетах на критически малых скоростях не возникает
опасных срывов потока и сваливания, влекущего за собой штопор. Фактически
аэродинамика самолета позволяет отнести его к узкой категории самолетов, которые
невозможно ввести в этот опасный режим полета. Это делает полет безопасным даже
для начинающих пилотов.
Секции хвостового оперения самолета АС-168 также демонстрируют
эффективность конструкции. Хвостовое оперение состоит из цельноповоротного
горизонтального стабилизатора и цельноповоротного руля направления для
обеспечения высокой эффективности управления, особенно на малых скоростях.
Секции хвостового оперения динамически уравновешены, что обеспечивает
эффективность управления на высоких и на малых скоростях. Изготовленные только
из двух несущих конструкций, хвостовые секции "Аэроскиф" отражают
философию компании в области конструкции и общего устройства, которая состоит в
достижении простой эксплуатации и обслуживания самолета.
Замена двигателя Superior IO-360 B1AC2 на Aero Sport Power с винтом изменяемого
шага AV 842 чешской компании Avia Propeller также позволила повысить
летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета.
В итоге по сравнению с предшественником самолет имеет большую
энерговооруженность, большую нагрузку на крыло, большее относительное удлинение
и аэродинамическое качество, которые и определяют лучшие летные характеристики:
высокие скорости горизонтального полета, скороподъемность, дальность полета,
больший потолок; меньшие скорость сваливания,длины разбега и пробега.
Увеличилась полезная нагрузка, вырос объем топлива. Однако за счет большей
мощности вырос и расход топлива, поэтому дальность беспосадочного полета немного
уменьшилась.
Тщательно проработанные контуры фюзеляжа позволили совместить высокие
летно-технические характеристики и современный экстерьер, привлекательный для
самого взыскательного клиента, решить одну из главных задач концепции
проектирования - повышение комфорта пилота и пассажиров в полете.
Большая по размерам просторная кабина, вместительные и удобные кресла (особенно
много места выделено для ног пассажиров второго ряда) позволяют экипажу
находиться в полете, не испытывая дискомфорта и усталости в течение длительного
времени. Эргономичное двойное управление самолетом, приборная панель,
оборудованная согласно современным международным стандартам, дают возможность
управлять самолетом в режиме визуального полета и новичку, и профессионалу.
Объемное остекление кабины, выполненное из сертифицированных материалов,
применяемых в авиации, с использованием на выбор одного из трех цветовых тонов
дает отличный обзор как пилоту, так и пассажирам.
Стандартная комплектация навигационных приборов включает:
- компас;
- указатель воздушной скорости (ASI);
- трехосный гироскоп-искусствен-ный авиагоризонт (электрический или вакуумный);
- высокочувствительный высотомер (ALT);
- индикатор поворота и скольжения (координатор поворотов) электрический;
- гироскоп направления (электрический или вакуумный);
- индикатор вертикальной скорости;
- ПВД обогреваемый.
Авиагоризонт и гироскоп направления приводятся в действие электрически (или
вакуумом при помощи вакуумного насоса с датчиком вакуум отсоса, устанавливаемого
на двигателе).
Компас установлен на панели или выше приборной панели, чтобы показания прибора
были хорошо видны членам экипажа.
Стандартная комплектация контроля работы двигателя включает:
- тахометр (RPM);
- указатель давления масла;
- указатель температуры масла;
- указатель давления топлива;
- указатель количества топлива в левом баке;
- указатель количества топлива в правом баке;
- амперметр;
- вольтметр;
- счетчик моточасов;
- часы бортовые электронные.
Стандартная комплектация радионавигационного оборудования включает:
- GARMIN AERA 795 GPS, Atlantic;
- GARMIN COMM GTR 225A;
- GARMIN GTX 327 Transponder;
- AMERI King AK - 451 аварийный радиомаяк;
- Audio panel Intercom на 4-6 мест.
Самолет предназначен для выполнения визуальных полетов днем и ночью в простых
метеоусловиях вне зон обледенения.
Все пилотажные приборы установлены на алюминиевой вспомогательной панели и
крепятся стандартными виброизоляционны-ми резиновыми держателями, что
увеличивает срок службы приборов и снижает вибрацию. Все приборы принадлежат
системе TSO. Поставки их осуществляют только производители, установка
контрафактных приборов исключена системой контроля на предприятии.
Для полетов ночью все приборы оборудованы электролюминесцент-ным/светодиодным
освещением.
Мощная трехколесная система шасси была выбрана в качестве стандартной
конфигурации для АС-168 "Аэроскиф", чтобы удовлетворить потребности современных
пилотов, вынужденных совершать посадки на аэродромах разных классовс
искусственным покрытием, а также на неподготовленные грунтовые полевые площадки
с прочностью грунта не менее 2-3 кг/см2 и выше с травяным покрытием высотой до
15 см. Спроектированное специально для летной подготовки, в процессе которой
возможны приземления с большими нагрузками, шасси обеспечивает отличные условия
для взлета и посадки с травяной поверхности. Шасси прочное, простое
конструктивно и фактически не нуждается в обслуживании.
При проектировании принято решение не применять композитные материалы в силовых
и несущих элементах каркаса фюзеляжа и крыльях самолета. Изделия из композитов
имеют ограничения срока службы, эксплуатационных температур, они более дороги в
производстве, требуют сложной системы контроля качества при изготовлении
(неразрушающий контроль), аттестации рабочих мест по вредности и неприемлемы для
ремонта в условиях удаленности от завода.
Основными видами применяемых материалов в конструкции самолета являются
алюминиевые сплавы и стали. Поэтому планер самолета АС-168
долговечен. Самолет не боится внешних погодных условий и усталостных напряжений
на протяжении всего срока службы в течение 50 лет.
Самолет получил сертификат типа Государственной авиационной администрации
Украины.
В перспективе на самолете АС-168 "Аэроскиф" планируются следующие изменения
конструкции:
- установка убирающегося шасси;
- модернизация механизации крыла;
- применение щелевых закрылков и элеронов, что значительно улучшит
летно-технические характеристики самолета.
В настоящее время на предприятии полностью завершена подготовка к серийному
производству самолетов и кит-наборов АС 168. Производство сосредоточено на
собственных площадях, где происходят основные технологические процессы по
изготовлению авиационной техники. Сдана вторая очередь производственных
помещений. Компания "Аэроскиф" получила сертификат одобрения производства
Государственной авиационной администрации Украины, удостоверяющий соответствие
технологий и организации производства требованиям авиационных правил.
При разработке конструкции планера самолета особое внимание было уделено
технологичности создаваемой конструкции. Такой подход позволил обеспечить
высокие эксплуатационные качества изделия, в процессе изготовления достичь
меньшей трудоемкости, простоты обработки и сборки.
Рациональное членение планера, применение стандартных унифицированных узлов и
деталей, ограничение марок применяемых материалов, а также простота
конструктивных форм деталей и узлов обеспечивают возможность применения
высокопроизводительных технологических процессов, облегчают изготовление
оснастки и приспособлений, сокращая их количество.
Производство современное, базируется на отработанных технологиях, не требует
большого количества людей, оборудования, неэнергоемко, технологически легко
делится на этапы для передачи на аутсорсинг по организациям субподряда.
Малый спектр применяемых материалов. Нет необходимости в специализированных
помещениях, оборудованных специфическими средствами защиты рабочих мест,
подготовки и отвода воздуха, технических жидкостей и специальных температур.
На предприятии внедрена система качества, которая и позволила получить "Сертификат одобрения производства", выданный Государственной авиационной
администрацией Украины. Все материалы и комплектующие изделия, используемые при
производстве самолета, имеют сертификаты производителя, дающие право на
применение их в авиации.
Коллектив предприятия сформирован из специалистов, прошедших профессиональную
подготовку и регулярно проходит аттестацию, подтверждающую их квалификацию при
разработке, производстве и обслуживании авиационной техники.
Инженерно-техническая служба компании постоянно работает над усовершенствованием
существующего кит-набора самолета. Эта программа позволяет пилотам-нович-кам
покупать самолет для частного использования (некоммерческой эксплуатации) по
значительно меньшим ценам по сравнению с сертифицированной моделью самолета,
собранной на заводе, расширить ценовой диапазон АС 168 и привлечь большее
количество заинтересованных в приобретении самолета потенциальных владельцев.
Сопоставление летно-технических характеристик и ценовых показателей АС 168 с
наиболее популярными моделями четырехместных самолетов дает основания считать,
что предложение компании "Аэроскиф" может заинтересовать многих пилотов. При тех
же или лучших летных характеристиках самолет отличают меньшие цена и
эксплуатационные расходы.
Анализ рынка производителей четырехместных цельнометаллических самолетов для
самостоятельной сборки в домашних условиях также демонстрирует целый ряд
преимуществ нового самолета.
Универсальность АС 168, безопасность, сравнительно небольшие цены, невысокие
эксплуатационные затраты предполагают широкий спектр использования самолета в
различных отраслях, формируют его рыночную привлекательность.
Реализация самолетов осуществляется дилерскими центрами, которым делегированы
полномочия представителя производителя, а также самой компанией "Аэроскиф".