AT-3 - легкий многоцелевой самолёт,
выпускаемый польской фирмой Aero AT Sp.z o.o. из Варшавы.
Разработка проекта начала вестись в середине 90-х годов прошлого
столетия главным конструктором и основателем фирмы Томашем Антониевским (Tomasz Antoniewski),
при этом, изначально самолёт предполагалось использовать с качестве летательного
аппарата для частной эксплуатации, что в конечном итоге привело к невысокой
стоимости этой модели, а также весьма посредственным лётно-техническим
характеристикам, что и сказалось на небольшой популярности этого воздушного
судна.
Свой первый полёт самолёт совершил в 1997 году, однако, изначально
конструкция и лётно-технические качества этого воздушного судна не удовлетворяли
разработчиков, в связи с чем самолёт пришлось дорабатывать, и лишь через 5 лет,
в 2002 году, AT-3 был впервые представлен широкой публике,
после чего и поступил в массовое производство.
Изначально самолёт был спроектирован и выпущен в качестве
комплекта для сборки (AT-3 SK), однако, впоследствии было принято решение приступить к
массовому производству этого воздушного судна (AT-3 R100), поскольку перспективность
развития легкомоторных воздушных судов явно ощущалось на территории Польши.
На борту Aero AT-3 может разместиться 2 человека - пилот и пассажир, что не
позволяет эксплуатировать самолёт в коммерческих целях, однако, учитывая
достаточно небольшую стоимость летательного аппарата, заказы на текущую модель
поступают, хоть и в весьма небольших количествах.
Силовая установка состоит из
поршневого двигателя Rotax 912S мощностью в 100 л.с. (75 кВт)
с пропеллером Elprop 3-1-1P, что
позволяет самолёту развивать максимальную скорость в 236 км/ч. Данная силовая установка достаточно проста в плане своего обслуживания, ввиду
чего эксплуатация самолёта не является затратной для владельцев.
В ряде случаев Aero AT-3 может использоваться и для осуществления аэробатических
трюков, однако, в большей мере пригодность самолёта для этого зависит от
предполагаемой программы полёта. Благодаря высокой манёвренности и вполне
приемлемой управляемости, эти воздушные суда достаточно часто можно увидеть на
различных авиашоу.
Согласно официальным данным, на конец 2014 года было построено
70 экземпляров AT-3 для заказчиков из Европы, Северной
Африки и Азии. В США продажей самолета под маркой Gobosh 700S занимается
дистрибьютор Gobosh Aviation. Стоимость одной подобной машины на 2012 года
составляла 124 500 долларов США.
Еще одной версией самолета специально разработанной для США стал
AT-4, доработанный с целью адаптации к новым
требованиям, предъявляемым американским рынком к категории LSA. Внешне АТ-4
очень похож на Gobosh 700S. Та же двухместная
однодвигательная конфигурация, та же стальная обшивка фюзеляжа и прочный корпус.
Но отличия все-таки есть. У него стали длиннее крылья, за счет чего увеличилась
площадь крыла и снизилась скорость сваливания (до 66 км/ч). На крыльях появились
законцовки, а площадь руля высоты заметно выросла. АТ-4 вооружен 100-сильным
сертифицированным Rotax 912 ULS с TBO 1500 часов и трехлопастным пропеллером
Elprop изменяемого шага (на земле), выполненным из
композитов. В приборное оснащение входит Garmin GТX (два дисплея), радио SL40 и
ответчик GTX 330 с режимом S.
При максимальном взлетном весе самолета 600 кг вес полезной
нагрузки составляет220 кг. Самолет способен выполнять полет на максимальное
расстояние до 717 км с крейсерской скоростью 195 км/ч (максимально-допустимая
скорость – 247 км/ч) и высоте полета до 4400 м. Стоимость
АТ-4 в Европе варьируется от 90 до 96 тысяч евро, в зависимости от комплектации
(три уровня), а в Штатах он продается за $132,000. По словам американских
дистрибьюторов, машина идеальна для первоначального обучения. Они утверждают,
что программа летного обучения с ее помощью может быть сокращена до 20 часов.
В 2013 году компания Aero AT была приобретена китайской фирмой
Jiangsu LanTian Aerospace Industrial Park of China. Производство AT-3
Европы и Америки при этом остается в Польше, а в Китае начинается параллельный
выпуск самолетов.