Beech Model 90 King Air - легкий многоцелевой самолет, разработанный
американской фирмой Beech Aircraft. В1963г.
компания Beech начала летные испытания
самолета, который впоследствии получил
обозначение Beech Queen Air Model 65-80. Он
рассматривался как продолжение
семейства самолетов Queen Air и
разрабатывался для армии США как
штабной или транспортный самолет общего
назначения. Его обозначение могло
привести в некоторое замешательство,
поскольку еще производились машины
моделей 65 и 80 Queen Air. Поэтому самолет
временно стал обозначаться Model 65-90T (буква
Т означала "турбовинтовой двигатель").
Впоследствии был сделан еще один шаг к
прояснению ситуации, и все самолеты Queen
Air с турбовинтовыми двигателями были
переименованы в King Air.
Таким образом, в
результате самолет 65-90Т стал прототипом
для серии Beech Model 90 King Air, точнее -
прототипом негерметичных военных
самолетов King Air. После первого полета
модели 65-90Т был спроектирован
гражданский вариант с герметичной
кабиной, производственный образец
которого под обозначением Model 90 King Air
совершил первый полет 20 января 1964г.
Эти
самолеты положили начало более чем
трехтысячной серии самолетов King Air.
Испытания модели 65-90Т, проведенные
армией США (там он имел обозначение NU-8F),
показали полное его соответствие всем
требованиям. В результате последовал
начальный заказ на 48 машин под
обозначением U-21A. В самолете мог
размещаться экипаж из двух человек и 10
военнослужащих, или от 6 до 8 человек
командного состава, или трое носилок.
При этом кресла легко снимались и
освобождалось место для размещения
груза массой до 1361 кг. Первые поставки
серийных самолетов U-21А Ute начались 16 мая
1967г. В результате последовавших
контрактов было построено более 160 машин.
В их число входили модели U-21А, модели
RU-21A/RU-21D с турбовинтовыми двигателями Pratt
& Whitney Canada PT6A-20 мощностью на валу 550 л. с.
и модели RU-21B/RU-21C/RU-21E с двигателями PT6A-29
мощностью на валу 620 л. с.
Самолет RU-21 был
спроектирован специально для
использования в Юго-Восточной Азии в
качестве электронного разведчика. Он
имел на фюзеляже набор антенн и сенсоров,
а внутри - соответствующие системы
электронного авиационного оборудования
и системы навигации и связи,
обеспечивающие всепогодную
эксплуатацию. RU-21B и RU-21C имели
обозначения от фирмы Beech Model 65-A90-2 и Model
65-A90-3 соответственно, а обозначение U-21G
было присвоено 17 самолетам,
предназначенным для ВВС США, которые
были схожи с самолетами U-21A.
Поставки
гражданского варианта 90 King Air, имевшего
герметичную кабину и 10 посадочных мест,
включая пилота, начались в конце 1964г. В
начале 1966г. этот самолет был вытеснен
моделью King Air A90, на которой
устанавливались более мощные двигатели
РТ6А-20. Один из этих самолетов
использовался военными под
обозначением VC-6A.
За моделью А90
последовал самолет King Air B90, имевший
незначительные усовершенствования, а в
сентябре 1970г. и самолет King Air C90, на
котором были установлены более
совершенные системы кондиционирования
и обогрева кабины. Самолет С90 находился
в серийном производстве в течение 1982г.,
было произведено около 1000 этих машин.
Одна из них, под обозначением VC-6B, также
состояла на вооружении ВВС США. С
момента появления самолета С90 он
постоянно совершенствовался, на нем
были установлены двигатели РТ6А-21.
В
начале лета 1972г. появилась модель King Air
E90, положившая начало расширению
семейства самолетов King Air 90. В основном
схожая со своим предшественником, она
имела более мощные турбовинтовые
двигатели РТ6А-28 с эффективной мощностью
550 л. с. и оставалась в серийном
производстве до 1990г. В 1976г. компания Beech
заключила контракт с ВМС США на
усовершенствованный учебно-тренировочный
самолет под обозначением Т-44А, который
как бы совмещал характерные черты
моделей С90 и Е90.
Последней в этом
семействе самолетов стала Model F90 Super King Air,
поставки которой начались в середине 1979г.
Она совмещала в себе герметичный
фюзеляж модели 90, крыло и хвостовое
оперение моделей 100 и 200 соответственно.
Тяга создавалась двумя двигателями РТ6А-135,
которые приводили в движение
четырехлопастные низкооборотистые
винты, обеспечивающие гораздо более
низкий уровень шума в кабине. Когда
производство самолета F90 закончилось на
231-й машине, строительство модели С90
продолжалось. К началу 1989г. было
поставлено 1415 экземпляров этого
самолета с нижним расположением
горизонтального оперения.