Накануне выхода на пенсию, в начале 2011 г., Берт Рутан (Burt Rutan) привлек сотрудников Scaled
Composites к разработке летающего автомобиля с гибридной силовой установкой,
состоящей из двух небольших двигателей внутреннего сгорания объемом по 450 см3 и
двух электродвигателей, которые питались энергией от литиевых батарей.
Электромоторы могли приводить воздушные винты, установленные в гондолах вместе с
электромоторами на стабилизаторе, а также участвовать в работе гибридной силовой
установки для привода колес через трансмиссию.
На разработку проекта Model 367 BiPod от трансмиссии до первого взлета 30 марта 2011 года было
затрачено всего четыре месяца.
Кроме применения гибридной силовой установки, летающий автомобиль имел целый ряд
особенностей компоновки. Во-первых, Рутан решил использовать два фюзеляжа, что
позволило ему уменьшить суммарную площадь миделя в полете и размещать консоли
крыла между фюзеляжами, защищая их от повреждений на дороге. Впоследствии
подобную компоновку из двух фюзеляжей частично заимствовали конструкторы
немецкого трансформера Carplane.
Во-вторых, использование электродвигателей позволило разместить винтомоторную
установку на стабилизаторе, так как это решение дало возможность обойтись без
механической трансмиссии.
Использование двух фюзеляжей позволило увеличить колею до 2,4 м, что в сочетании
с низкой посадкой обеспечивало хорошую устойчивость на шоссе. Гибридная
установка повысила безопасность полета, так как в случае отказа двигателей
внутреннего сгорания самолет мог продолжить взлет на электродвигателях,
работающих на аккумуляторах. Заряда литиевых батарей было достаточно, чтобы
обеспечить тягу винтов для аварийной посадки.
В "автомобильном" режиме эксплуатации аппарат соответствовал стандартам
дорожного движения и безопасности. Консоли крыла длиной по 9,17 м
демонтировались и могли перевозиться на специальных держателях.
К сожалению, информации о результатах летных испытаний нет. Интересно, что ни на
одной фотографии, опубликованной на сайте компании, даже на взлете, на
стабилизаторе не видны мотогондолы с вращающимися винтами. Хотя на фото Bipod в
дорожной конфигурации видна задняя часть правой мотогондолы. Возможно, для
первых пробежек и отрыва от полосы было достаточно скорости, развиваемой за счет
привода колес. Они, кстати, большого диаметра и напоминают мотоциклетные
(задние) или велосипедные (передние). На одном из фото видно, как Bipod
поворачивает с взлетной полосы. Передние колеса в нишах фюзеляжей позволяют
сделать это, однако какой радиус разворота, сказать сложно.
Судя по компоновкам, встречающимся в интернете, рассматривались варианты
трансформера с четырьмя электродвигателями: двумя на стабилизаторе и двумя на
консолях крыла. Однако в такой конфигурации Bipod не строили.
Трудно сказать, почему проект получил такое название (bipod -сошка, подставка
для стрельбы из винтовки или пулемета). Летающий автомобиль не планировали
выпускать серийно, и он был создан только для проверки жизнеспособности
концепции. Возможно, эта "подставка" рассматривалась как основа для старта более
масштабного проекта. А может быть, Рутану просто хотелось успеть построить до
ухода из фирмы еще один оригинальный аппарат.