История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году,
когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого
пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в
качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим
самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных
заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа
машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет
совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental
IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины
были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых
стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco
Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на
самолетах данного типа. BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой
цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым
хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными
колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых
пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м.
Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного
прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту,
и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел).
Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того
же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В
середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся
лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое
приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла
модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников
преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным
внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это
должно было снизить уровень шума в кабине и салоне). По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования,
существенно повысившие эффективность их использования для решения различных
задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming
IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison
250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили
обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения
носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива
был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель
затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения
под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый. Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла
складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением
трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для
решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены
военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые
могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного,
транспортного и поисково-спасательного. Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по
многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280
самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации.
Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин
собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman". Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к
"Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила
свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому
концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге
продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd",
перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания
"Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания
возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов
семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави,
выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным
заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется
проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных
усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В
продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный
турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и
специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в
интересах военных.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
BN-2A |
Размах крыла, м |
14.94 |
Длина, м |
10.86 |
Высота, м |
4.18 |
Площадь крыла, м2 |
30.20 |
Масса, кг |
|
пустого |
1627 |
максимальная взлетная |
2994 |
Тип двигателя |
2 ПД Lycoming
O-540-E4C |
Мощность, л.с. |
2 х
265 |
Макс. скорость пикирования, км/ч |
273 |
Крейсерская скорость, км/ч |
257 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
294 |
Практический потолок, м |
4024 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
до 9 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|