Boomerang модель 202-11 Берт Рутан
(Burt Rutan) спроектировал для проверки новой концепции
многомоторных самолетов, одной из проблем которых была асимметрия тяги в случае
отказа одного из двигателей. Собственно, асимметрия тяги была одной из причин
катастрофы самолета Pond Racer. Размышляя над тем, как уменьшить проблемы,
возникающие из-за асимметрии тяги, конструктор нашел оригинальное решение - он
создал асимметричный самолет.
Boomerang был спроектирован так, чтобы его летно-технические характеристики
позволили заменить популярный в США двухмоторный самолет Beechcraft Baron 58.
Если взглянуть на него, можно обратить внимание и на то, что гондолы двигателей
выдвинуты далеко перед крылом, чтобы в плоскость винтов не попали люди,
находящиеся в салоне. Компоновка самолета Рутана решала и эту проблему: кабина
оказалась в безопасном месте. Но главное, двигатели были расположены на меньшем
расстоянии по сравнению с размещением их в гондолах по обе стороны фюзеляжа.
Чтобы уменьшить асимметрию в случае отказа, более мощный двигатель был
установлен в носовой части фюзеляжа. Второй, менее мощный мотор был размещен в мотогондоле, переходящей в балку оперения. В итоге самолет получился
оригинальной несимметричной конфигурации, но испытания показали, что
поставленные цели были достигнуты. Boomerang продемонстрировал требуемые летные
характеристики (табл. 5) и привлек внимание авиаторов.
В 1997 г. Рэй и Нейл Морроу (Ray & Neil Morrow) из Орегона, владельцы
авиакомпании SkyTaxi, решили использовать самолет в качестве аэротакси. Они
рассчитывали, что на базе самолета Рутана можно создать шестиместный самолет
(ему даже присвоили название MB300), а до ввода в строй этой модели начали
эксплуатацию самолетов Cessna 414s. Для реализации своей идеи они создали
авиастроительную корпорацию Morrow Aircraft Corporation и подали заявку на
сертификацию в FAA самолета.
В ходе работы по проекту планировалось установить
вместо механической системы управления двигателями новую тогда систему FADEC.
Корпорация заключила с компанией Scaled Composites контракт на строительство
вначале одного (первая фаза), а затем еще двух самолетов (вторая фаза). В
реализацию проекта Морроу вложили 3,5 миллиона долларов. Вторую фазу
планировалось финансировать за счет публичного размещения акций.
В 2001 г. Морроу начали компанию, доказывая правильность концепции результатами
испытаний самолета Рутана и его большую экономичность по сравнению с
турбовинтовыми и реактивными самолетами. Однако убедить инвесторов оказалось
нелегко, слишком необычной оказалась компоновка самолета. Boomerang оправдал
свое название: Рутан назвал его так, очевидно, по аналогии с асимметричным
оружием австралийских аборигенов. Но оригинальность концепции бумерангом
вернулась в виде недоверия потенциальных инвесторов. Проект не получил
коммерческого развития, в 2011 г. его восстановили, оборудовали современной
авионикой, и он летал в честь Берта Рутана как Catbird и другие самолеты,
разработанные оригинальным конструктором.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Boomerang |
Размах крыла, м |
11.05 |
Длина самолета,м |
9.33 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
9.47 |
Масса, кг |
|
пустого |
1052 |
максимальная взлетная |
1924 |
топлива |
465 |
Тип двигателя |
|
правый |
1 ПД Lycoming TIO-360A1B |
левый |
1 ПД Lycoming TIO-360C1A6D |
Мощность, л.с. |
|
правого |
1 х 200 |
левого |
1 х 210 |
Максимальная скорость, км/ч |
524 |
Крейсерская скорость, км/ч |
489 |
Экономичная скорость, км/ч |
389 |
Практическая дальность, км |
3890 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
579 |
Практический потолок, м |
6705 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|