Уголок неба ¦ Starr Bumble Bee

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Bumble Bee
       
Разработчик: Starr
Страна: США
Первый полет: 1984
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


За все время эпохи авиастроения были созданы сотни моделей самых разных самолетов – как небольших, так и гигантов типа "Геркулеса" или Ан-225 "Мрия". Разумно было бы предположить, что среди всего этого многообразия будет самолет, который имеет размеры меньше, чем все остальные. И такой самолет есть.

Этот самолет получил имя Starr Bumble Bee (шмель). Но самое удивительное заключается в том, что это экспериментальное воздушное судно было построено с одной-единственной целью: получить звание самого маленького самолета в мире.

Титул "самого маленького самолёта в мире" переходил от модели к модели достаточно часто. Первым официальным обладателем этого титула был построенный в Калифорнии Wee Bee, совершивший первый полёт в 1948 году. В следующие четыре года в борьбу вступили инженеры Рэй Ститс с самолётом Junior и Уилбур Стэйб с машиной Little Bit. В 1952-м Ститс поставил точку: его новый мини-самолёт Stits SA-2A Sky Baby имел размах крыла 2,18 метра, и рекорд держался вплоть до 1980-х. Да, основной параметр размеров самолёта - это именно размах крыла, длина может быть и чуть больше предыдущего рекордсмена.

Инженер Роберт Старр (Robert H. Starr) из Аризоны поставил себе задачей побить достижение Stits - и 28 января 1984 года сделал это, подняв в воздух Bumble Bee I (N83WS) с размахом крыла 1,98 м. Но у конструктора Sky Baby Рэя Стита был сын Дональд, который спустя полгода, в середине 1984-го поставил очередной мини-рекорд, построив самолёт Baby Bird с размахом крыла 1,90 м. Впоследствии Baby Bird, пилотируемый Харольдом Немером, успешно поднимался в воздух ещё 35 раз.

Но Старр не сдался. В 1988 году он, наконец, закончил строительство Starr Bumble Bee II (N89WS) с совершенно невозможным размахом крыла в 1,68 м. 8 мая 1988 года Bumble Bee II совершил свой первый полёт, и рекорд вернулся к Старру.

Самолет представлял собой бесстоечный биплан  с одним четырехцилиндровым поршневым двигателем Continental C85 мощностью 85 л.с. Фюзеляж выполнен из сварных труб и покрыт листовым металлом. Верхнее крыло имеет закрылки, а нижнее - элероны.

Что касается размеров, то длина самолета составляет всего 2,7 метров, а высота - 1,2 метра. Максимальный взлетный вес - 260 кг. При этом самолет развивал максимальную скорость до 190 км/ч и был способен подниматься до 4270 метров.

Но в то же время история закончилась почти трагически. Старр недооценил сложность управления своим самолётом. Он показал достаточную стабильность и продержался в воздух столько времени, сколько нужно было для фиксации рекорда - но затем решил ещё немного полетать в своё удовольствие. И на высоте 120 метров крошечный двигатель Bumble Bee II банально заглох. Самолёт и пилот рухнули на землю. Старр чудом выжил, получив множественные переломы, от самолёта почти ничего не осталось.

После этого Bumble Bee I был передан в музей космонавтики и авиации Пима в Тусоне. Чтобы успокоить гонку Ститса и Старра, Книга Рекордов Гиннесса разделила рекорд на две части: самолёт Ститса стал самым маленьким в мире монопланом, а Старра - бипланом.

Почему же этот самолет был назван "шмелем"? Широко распространена версия, что шмель совершает полет вопреки всем законам физики и аэродинамики, и столь короткие крылья при массивном теле не могут его держать в воздухе.

Глядя на Bumble Bee II, создается впечатление, что он, так же, как и шмель, не может держаться в воздухе при таких небольших крыльях. Тем не менее, маленький самолетик отлично управляется и полностью контролируется в воздухе пилотом.







 ЛТХ:
Модификация   Bumble Bee II
Размах крыла, м   1.68
Длина, м   2.70
Высота, м   1.20
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого   180
  максимальная взлетная   260
Топливо, л   11,35
Тип двигателя   1 ПД Continental C85
Мощность, л.с.   1 x 85
Максимальная скорость, км/ч   190
Крейсерская скорость, км/ч   150
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин   1380
Практический потолок, м   4270
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Роберт Старр в кабине Bumble Bee II
 Bumble Bee II
 Роберт Старр возле Bumble Bee II
 Bumble Bee I  в музее   (c) David Moore
 Bumble Bee I  в музее  (c) Bruce Leibowitz

  Схемы:

 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

Популярная Механика. Тим Скоренко. Самолёт дня: Starr Bumble Bee II
Простая наука. Какой самый маленький самолет в мире?
Aerofiles.com. Starr


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: