Финальным проектом, созданый специалистами Rutan Aircraft
Factory (RAF) под
руководством Берта Рутана (Burt Rutan),
стал Catbird Model 81, но чувствовалось, что компания Scaled Composite уже
ориентирована на заказы Beechcarft.
Это проект пожалуй, больше всего соответствует
представлениям о современном "триплане" - самолете с тремя несущими
поверхностями. Пятиместный поршневой Catbird был спроектирован для участия в гонках CAFE 400
efficiency race и для замены Beech Bonanza.
На модели 81 первоначально был установлен двигатель TC Continental мощностью 210
л.с., позднее -Lycoming TIO-360-C1A6D такой же 20 мощности c двухлопастным ВИШ
Hartzell. Особенностью компоновки кабины было размещение командира воздушного
судна (КВС) по правому борту, а четырех пассажиров в два ряда со смещением:
первый ряд - лицом по полету, второй - спиной к ним. Однако не в этом
была главная особенность самолета.
Для достижения высокой эффективности в крейсерском полете при известной мощности
двигателя необходимо достигнуть максимально возможного уменьшения
аэродинамического сопротивления, эксплуатационных перегрузок в неспокойной
атмосфере, уменьшить массу конструкции, а за счет этого - увеличить скорости
полета.
Чтобы реализовать эту концепцию, конструктор установил в районе противопожарного
шпангоута ПГО большого удлинения. Оперение находилось довольно близко к крылу,
поэтому Рутан максимально поднял его над ним. Чтобы улучшить характеристики
сваливания, в корне крыла были сделаны наплывы, которые позволяли уменьшить
относительную толщину профиля и формировать срыв потока ближе к фюзеляжу во
избежание снижения эффективности элеронов при сваливании. Для повышения
эффективности задний стабилизатор был вынесен на киль.
В неспокойной атмосфере нагрузки на крыло распределялись между тремя
поверхностями пропорционально их несущей способности, поэтому нагрузки на крыло
и на фюзеляж от крыла в целом должны были быть ниже по сравнению с самолетом
нормальной схемы. Catbird был если не первым, то одним из первых четырех-
пятиместных одномоторных самолетов АОН, изготовленных целиком из композиционных
материалов. Потому появились Lancair, Diamond Star, Cirrus.
Поскольку самолет был заключительным проектом RAF, часть работы выполнили Майкл Дилли (Michael Dilley) и Ларри Ломбард (Larry Lombard): изготовили матрицы для выклеивания фюзеляжа и панелей крыльев и перешли в другую фирму. Брюс Эванс
(Bruce Evans - командир экипажа самолета Vojager) выполнил большую часть работы
по изготовлению оперения. А сборку самолета завершили Джим Шульцман (Jim
Shultzman) и Рэй Рацлафф (Ray Ratzlaff), ранее занятые изготовлением Long-EZ. То
есть в производстве самолета в течение 1987 г. участвовало всего пять человек.
13 января 1988 г. Майк Мелвилл выполнил пробежки по полосе, а на следующий день
состоялся первый полет Catbird после еще трех пробежек по полосе. В этом полете Catbird сопровождал экипаж на самолете Beechcraft Duchess. Мелвилл оторвался от
полосы на скорости 111 км/ч (по приборам), набрал высоту 2438 м, приборная
скорость составила 148 км/ч, а скороподъемность 10,15 м/с. Самолет не был
склонен к сваливанию до скорости 92 км/ч по приборам. После часового полета
самолет приземлился перед новыми сотрудниками компании Scaled Composites.
24 июня 1988 г. Catbird выиграл гонку CAFE 400 efficiency race, самолет получил
приз Best New Design Award в категории Experimental c количеством три и более.
Майк Мелвил выиграл Lopresti Award с пятью членами экипажа на борту,
продемонстрировав наименьший расход топлива. При этом Мелвилл и Рутан
пользовались новой навигационной системой Northstar M1 Loran и на 30 секунд
сошли с маршрута. Позже Мелвил побил собственный прошлогодний рекорд скорости
454,7 км/ч. На самолет в этом полете была установлена новая дорогая система S-Tec System 50 с двухосным автопилотом, очень полезная для полетов по приборам.
Дик Рутан установил неофициальный рекорд скорости в классе FAI d-B (самолеты со
взлетной массой 1000 кг), а 20 декабря 1993 г. Майк Мелвилл установил
национальный и мировой рекорд скорости в полете по замкнутому маршруту 2000 км,
без полезной нагрузки он развил среднюю скорость 413,78 км/ч.
Самолет не планировали запускать в серийное производство, поэтому, когда на нем
прекратили полеты, он почти два десятка лет висел в перевернутом положении в Scaled Composites.
После этого Catbird хранился в
ангаре фирмы Scaled Composites до апреля 2011
года. Затем трое энтузиастов Зак Ридер, Джими Рид и Майк Мельвилл
восстановили самолет (уже с регистрацией N187RR
) и вновь подняли его в воздух 7 июля. В 2014 году на
нем был побит мировой рекорд скорости (в категории C-1c ) по замкнутому
маршруту протяженностью 5000 км без полезной нагрузки - 334,44
км/ч.
Catbird был одним
из самых любимых проектов Берта Рутана.