Самолёт STOL CH 750 производится с 2008
года компанией Zenith Aircraft на основе успешной модели
самолёта STOL CH 701 той же компании. От базовой модели самолёт отличается
увеличенной кабиной и грузоподъёмностью, ограниченной стандартом Sport Pilot /
Light Sport Aircraft. Это нечто среднее между CH 701 и CH
801: двухместный, с более просторной кабиной, увеличенной полезной нагрузкой,
усиленным шасси.
Самолет укороченного взлета и посадки (STOL) CH 750 оптимизирован для операций
вне аэродромов благодаря предкрылкам, флаперонам и прочим аэродинамическим
усовершенствованиям, способствующим увеличению подъемной силы. CH 750 может
похвастаться длиной пробега всего 30 м, крейсерской скоростью полета 185 км/ч и
ничтожно малой скоростью сваливания (30 с небольшим узлов). Аэроплан будет
поставляться в конфигурации с трехстоечным шасси с управляемой носовой стойкой.
В приборное оснащение самолета входит система индикации параметров работы
двигателя (EIS), радиостанция Garmin SL-40, радиовысотомер, указатель воздушной
скорости (ASI), вертикальной скорости (VSI) и система внутрисамолетной связи
PM1000II Intercom. Желающие могут заказать полностью «стеклянную» панель
приборов за дополнительную плату (опция). Доступна также установка LED стробов и
посадочных прожекторов, дополнительных топливных баков и системы подогрева
кабины.
Основным достоинством этих самолётов является уникальная эффективность при
взлёте и посадке (что, собственно, и отражено в аббревиатуре STOL - Short Take
Off & Landing - короткий взлёт и посадка). При перечислении других достоинств,
обычно выделяются следующие:
-
Неожиданно конкурентоспособная крейсерская скорость - 162 км/ч на уровне моря
-
Просторная кабина - два места с расположением бок-о-бок (side-by-side), расcчитаные
на двух больших взрослых человека, гибкие настройки кресел и педалей управления
рулём направления, эргономичный дизайн, удобный вход с обеих сторон самолёта,
удобный доступ к элементам управления
-
Эффектный "круговой" обзор (который можно оценить в одном из роликов во вкладке
Видео)
-
Отличная управляемость за счёт полноразмерных флаперонов (совмещённых элеронов и
закрылков) и цельноповоротного руля направления
-
Великолепные возможности для "загородных" полётов благодаря простому и надёжному
трёхколёсному шасси
-
Большой выбор двигателей
Самолёты поставляются производителем в виде наборов для самостоятельной сборки,
что позволяет существенно понизить конечную стоимость для покупателя.
Cтоимость набора для сборки корпуса (Airframe Kit) CH 750 составляет $14,990.00.
Набор включает в себя все металлические штампованные детали корпуса самолёта,
крыльев, фабрично пролужёные части топливной системы (две ёмкости крыльев),
детали системы управления самолётом и т.п. Также набор снабжён подробной
инструкцией по сборке, чертежами и альбомом с фотографиями различных узлов на
разных этапах сборки, упрощающими самостоятельную сборку.
Дополнительно $4,490.00 стоит заплатить за "Финишный набор" - колёса,
гидравлические тормоза, фонарь кабины, двери, сиденья, ремни безопасности,
моторы для закрылков и триммеров, и т.п.
При желании, можно заказывать не целые наборы, а наборы для сборки отдельных
компонентов, например фюзеляжа, крыльев, топливной системы и т.п. Это позволит
собирать свой самолёт по мере появления на него денежных средств и времени.
На сборку самолёта из полного набора требуется от 400 часов рабочего времени.
Т.е. от 20 недель по 20 часов работы. Копания Zenith Aircraft предлагает своим
покупателям различные обучающие курсы и "дни открытого ангара", направленные на
поддержку и объединение своих клиентов.
Большая часть стоимости самолета придётся на двигатель. К примеру, мотор ULPower
UL260i мощностью 97 л.с. в базовой комплектации обойдётся в €13,100.
В указанную стоимость комплектов не входит упаковка и доставка. Упаковка
"Полного набора", включающего в себя наборы "Корпус самолёта" и "Финишного
набор" будет стоить порядка $600.
Ещё необходимо учесть стоимость доставки из Америки, штата Миссури. Это,
естественно, зависит от места нахождения покупателя.
Итого, общая стоимость самолёта примерно $36.600.
В 2013 году компания Zenith Aircraft Company представила свою новую модель
CH 750 Cruzer, относящуюся к классу LSA – легких спортивных самолетов. Несмотря
на внешнюю похожую конструкцию 2-местного цельнометаллического летательного
аппарата с предшественниками по производственной линейке компании самолет
представляет собой новую модель, оптимизированную под кросс-кантри полеты.
Авиаинженеры компании в своих разработках отталкивались от успешно
зарекомендовавших себя на рынке моделей укороченного взлета и посадки STOL CH
701 «Sky Джип»/750/801 конструкции Криса Хейнца, популярных в течение почти
30-ти лет, обеспечивающих простоту доступа в кабину и отличный комфорт на борту
во время полета.
Конструктивно самолет представляет собой высокоплан, оборудованный новым крылом,
симметричным хвостовым стабилизатором и килем с рулем направления. Для разбега и
приземления на самолете смонтировано 3-стоечное шасси с колесами размера 5 х 5 и
новыми обтекателями для них, которое обеспечивает дистанции короткого взлета и
посадки. Приборная панель 2-местной модели стала больше и шире, чем STOL CH 750.
Для CH 750 Cruzer разработчики предусмотрели в базовой комплектации установку
инжекторного авиамотора UL-Power UL350iS, способного выдавать мощность в 130
лошадиных сил и систему авионики Dynon Skyview с функцией синтетического
видения. При этом самолет способен осуществлять полет с крейсерской скоростью в
190 км/ч. Однако, конструкция противопожарной перегородки новой модели позволяет
агрегировать самолет и авиадвигателями Continental O-200, Rotax 912, Viking,
Jabiru и Corvai с мощностью от 95 и до 160 лошадиных сил и весом до 280 кг.
Полный вес самолета, обладающего полезной нагрузкой 216 килограммов, составляет
530 кг, что удовлетворяет требованиям LSA.
Начиная с мая месяца 2013 года, в США и Канаде стартуют продажи Cruzer в виде
набора-комплекта для самостоятельной сборки по цене близкой к $20 тыс.
Последней модификацией самолета стал представленный на EAA Oshkosh AirVenture
2017 вариант STOL CH 750 Super Duty. Самолет является развитием популярного
двухместного легкого спортивного самолета STOL CH 750 с увеличенным взлетным
весом и полезной нагрузки до трех человек.
За счет чего же удалось это реализовать? Первое – это увеличение мощности: на
самолете установлен двигатель Aero Sport Power IO-375, 205 л. с. с воздушным
винтом Sensenich диаметром 2082 мм. Как и предыдущие модели Zenith, для новой
модели CH 750 SD будет доступен широкий выбор двигателей мощностью от 150 до 205
л. с.
Второе: размах крыла CH 750 Super Duty увеличен более чем на метр до 10,2 м, что
увеличило площадь крыла на 1, 67 кв. м. и составляет 15,05 кв. м.
И третье: снижен диапазон эксплуатационных перегрузок: +3,8/-1,9 против +6/-3 у
STOL CH 750.
Комплекс внесенных изменений позволил увеличить взлетный вес до 862 кг и довести
массу полезной нагрузки до 363 кг (против 653 кг и 247 кг у прототипа). При этом
получились следующие летно-технические характеристики: максимальная скорость -
185 км/ч, посадочная – 55, скороподъемность 411 м/мин, разбег – 35 м, пробег –
45 м.
Улучшение ЛТХ – это не все нововведения в данной модели самолета. Во врем
посадки в самолет, сразу видно, что традиционной панели приборов нет: она
полностью заменена одним большим, 17-дюймовым дисплеем: авионики Avilution
Unpanel. Дисплей, доступный для заказчиков Zenith в качестве опции, заменяет
традиционный комплект приборов, элементов управления и меньших дисплеев с одним
массивным 17-дюймовым экраном.
Система подвеса монитора позволяет перемещать его в кабине таким образом, делая
удобным как для левого пилота, так и для правого. С применением нового дисплея,
появилась возможность отказаться от традиционной панели приборов, что позволило
улучшить и до того прекрасный обзор, практически до вертолетных стандартов.
Ширина кабины составляет 1067 мм, а в районе плеч, за счет дутых стекол дверей и
все 1270 мм, при этом передние сидения имеют регулировку по длине, а огромная
задняя часть кабины оснащена одноместным сидением и предназначена для нагрузки
до 90 кг: третий пассажир или полный набор туристического оборудования.
Модель CH 750 Super Duty оснащена традиционными фиксированными предкрылками и
флаперонами вдоль всей задней кромки крыла. Также обращают на себя внимание
колеса большого диаметра, позволяющие осуществлять взлет и посадку на
неподготовленные площадки с низкой плотностью грунта. Планируется предложить
вариант самолета с поплавками шасси и увеличенным взлетным весом до 1000 кг.
Планер самолета CH 750 Super Duty, как и все, предлагаемые компанией самолеты,
собирается с применением технологии сборки по сборочным отверстиям,
изготовленным на высокоточном компьютеризированном оборудовании. Для сборки вам
необходимо иметь ровный прямоугольный стол, позволяющий разместить на нем крыло
или фюзеляж и имеющий размеры 3,65х1,2 м.
При этом стоимость набора для постройки самолета составляет 26 тыс. долларов.
Как всегда можно приобрести комплект чертежей за 575 долларов.