Несмотря на успехи в разработке перспективных силовых установок, сохраняющих
экологию и позволяющих летать экономней, традиционные технологии не спешат
уходить в прошлое. Причин несколько, в том числе и стремительно падающие цены на
нефть. В тех странах, где стоимость нефти составляет наибольшую долю цены
топлива, она упала до наименьшего с 2004 г. уровня (это не касается России,
Украины и других стран, где доля стоимости нефти в цене топлива приближается к
7%, а остальное составляют различные акцизы, налоги и прочие отчисления).
Сегодня в США цена авиабилетов на некоторые рейсы (Чикаго-Питтсбург,
Лас-Вегас-Колорадо) опустилась до 19 долларов, что напрямую объясняется падением
цен на нефть. Уменьшается и цена авиационного бензина, который в АОН США
является наиболее распространенным видом авиационного топлива. В итоге спрос на
самолеты с традиционными силовыми установками не только сохраняется, но даже
может и вырасти.
Примером является новый самолет компании Cobalt Aircraft (Сан-Франциско,
Калифорния) Co50 Valkyrie (первый полет состоялся в
январе 2015 года): с 12 ноября 2015 г. по 16 февраля 2015 г. было
собрано более 90 заказов на производство этих самолетов на общую сумму свыше 50
млн. долларов. Только в первые 24 часа после объявления о продаже компания
получила 29 заказов. Самолеты Co50 Valkyrie поступят в эксплуатацию в 2017 году.
Что является причиной такого ажиотажного спроса?
Некоторые американцы связывают успех маркетинга Cobalt Aircraft с широким
использованием социальных сетей и умелой рекламой. Например, в списке первых
покупателей самолета находятся популярные сегодня компании Google и Apple - для
некоторых заказчиков их пример заразителен. Возможно, причина в привлекательном
ценообразовании: за год до начала продаж распространялась информация о цене
самолета от 700 тыс. долларов и выше, а в ноябре было объявлено, что "Валькирию"
можно заказать за 595 тыс. долл. при депозите 15 тысяч. По поводу
ценообразования на одном из американских форумов накануне объявления о продажах
некий Buzz Killington провел даже своеобразный анализ изменения цен самолетов АОН
в США: Cessna 182 в момент поступления в эксплуатацию стоила 15 тыс. долл., что
в эквиваленте ноября прошлого года равнялось бы всего 130 тыс. долл., в то время
как новые самолеты этого типа на тот момент продавали уже по 400 тысяч долларов.
В связи с подобными рассуждениями цена 700 тыс. долл. казалась неоправданно
большой. Но после после уменьшения цены на 15% американцы забыли о критике
ценовой политики Cobalt Aircraft и бросились покупать новый самолет.
Тем не менее, американских пилотов не останавливает ни высокая цена, ни
недостаточность информации о самолете, ни даже его не очень удачное, на мой
взгляд, название Valkyrie. "Валькирия" в переводе с древнеисландского означает "подбирающая убитых". В древней скандинавской мифологии Валькирия - дочь
конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает воинов,
павших в бою. Погибшие отправляются в небесный чертог Валхаллу. Вероятно,
большинство американцев просто не знает этой легенды, и считает, что самолет
назван в честь известного сверхзвукового ядерного бомбардировщика конца 60-х
годов. Вполне вероятно, что так и есть, поскольку XB-70, как и Co-50, - "утка".
Впрочем, среди почти сотни заказанных самолетов часть придется отправить
заказчикам из Бразилии, Великобритании, Германии и других стран. Поэтому давайте
не будем обращаться к мистике и посмотрим, почему покупатели Cobalt Aircraft
заинтересованы в самолете Valkyrie. "Потому что он красивый", - считает
генеральный директор компании и конструктор самолета Дэвид Люори.
Представления о красоте у каждого человека свои, но не признать, что самолет
выглядит необычно и современно, нельзя.
Вторая причина - скоростные характеристики. С двигателем мощностью 350 л.с. и
аэродинамикой "утки" самолет развивает максимальную скорость 475 км/ч и
крейсерскую 463 км/ч, что выше, чем у самого скоростного серийного поршневого Mooney Acclaim Type S (389 км/ч). Если же сравнить с максимальной скоростью
лидера продаж среди поршневых легких самолетов Sirrus SR22 (342 км/ч), то
преимущество неоспоримое. Правда, в дальности полета "Валькирия" немного
уступает Sirrus SR22, но детальное сравнение ЛТХ Co50 с конкурентами все равно
пока провести невозможно, т.к. недостаточно информации. Например, совершенно нет
данных о взлетно-посадочных характеристиках самолета, хотя известно, что длины
разбега-пробега у "уток" не самые короткие, так как на самолеты этой
балансировочной схемы сложно установить мощную механизацию.
Компания обращает внимание на широкий обзор (320°) из пилотской кабины и меньший
шум в ней за счет того, что двигатель смещен далеко назад и толкающий воздушный
винт создает шум за самолетом, а не перед ним. С этим нельзя не согласиться.
Безусловно, что радикальный дизайн фонаря пилотской кабины делает самолет
узнаваемым. Он откидывается вперед, освобождая пространство для посадки и
высадки, в том числе и в аварийной ситуации, экипажа из четырех-пяти человек.
Причем, пассажиры могут попасть на свои места только в том случае, если откинуты
спинки передних кресел. Такая конструкция фонаря имеет ряд преимуществ, прежде
всего, действительно широкий обзор из кабины. Однако она же предъявляет высокие
требования к работоспособности механизмов и замков, фиксирующих фонарь в
открытом и закрытом положениях в случае аварии. Возможно, есть механизм
аварийного сбрасывания фонаря, но об этом разработчик ничего не пишет. Надо
заметить, что Cobalt Aircraft реализовала целый ряд решений по повышению
безопасности полетов. В частности, на самолете используется
противообледенительная система (ПОС), самолет оборудован быстродействующей
системой спасения, которая обеспечивает приземление самолета на парашюте в
случае аварийной ситуации. Компания также рассчитывает, что дополнительную
безопасность самолету обеспечивает балансировочная схема, повышающая
устойчивость при выходе крыла на критические углы атаки. Однако для полного
представления о безопасности неплохо было бы иметь данные о штопорных
характеристиках самолета.
Боковые ручки управления и мониторы Garmin G3X Touch с сенсорным экраном и
Powerlink Full Authority Digital Control Engine (FADEC) сегодня не являются
чем-то уникальным. Характерным явлением времени являются держатели на приборной
панели для установки планшетов IPad, шикарный интерьер, в том числе кресла,
разработанные бывшим сотрудником компании Hermes, которая является одним из
лидеров по разработке и изготовлению интерьеров. Кстати, одной из положительных
особенностей кабины отмечают большой емкий багажник, в который помещаются не
только чемоданы, но и клюшки для гольфа и даже лыжи.
Планер самолета изготовлен из углекомпозитов AGATE, в конструкции рулей и
закрылков используется материал Carbon-Nomex, конструкция убирающихся шасси
выполнена из алюминиевых и стальных сплавов, лопасти воздушного винта
изменяемого шага Hartzell алюминиевые.
В заключение несколько слов о главном конструкторе и основателе компании Cobalt
Aircraft Дэвиде Люори. Он француз, первые эскизы самолета сделал более 10 лет
назад в Париже. В 2001 г. он получил лицензию частного пилота, имеет степень
магистра в области аэрокосмической техники после окончания технического
института в Джорджии (Georgia Institute of Tech), а также степень магистра
физики и экономики после окончания Ecole Nationale Superieure des Mines de
Nancy. Начал работу в области аэрокосмической техники в компании Altran,
признанной мировым лидером в области инноваций и высокотехнологичного
инженерного консалтинга. В 2008 г. Дэвид зарегистрировал в Сан-Франциско
компанию Cobalt Aircraft, в том же году получил финансирование на разработку
проекта своего самолета.
Некоторые критики в США удивляются, задаваясь вопросом: "Если Берт Рутан не смог
сделать это, я сомневаюсь, что сможет Cobalt ("If Burt Rutan couldn't do it, I
doubt Cobalt will"), намекая на то, что четырех- пятиместные "утки" Рутана так и
не получили широкого распространения. Очевидно, Дэвид Люори думает иначе и не
оглядывается на авторитеты. Следите за развитием проекта - будет интересно.