В 1973 году Натаниел Паффер (Nataniel "Nat" Puffer), к тому времени уже, в общем-то совсем немолодой человек с багажом знаний магистра
инженерии и некоторыми специальными навыками аэронавтики, которые он приобрел в послевоенные годы, поступив и окончив с отличием Университет Миннесоты, решил
стать самодельщиком. И, как многие его ровесники и энтузиасты той поры, конечно же, купил себе кит-набор от Джима Биди (Jim Bede) на самолетик под название BD-5 и, безусловно, с
воодушевлением его строил. Но…
Многие знают, чем закончилась эта эпопея… Удача полетать на этом супердетище выпала очень немногим. Тогда, в 1978 году, начитавшись журнала о популярных науках, Паффер заинтересовался и таки построил свой первый Very EZ
- версию самолетика Берта Рутана (Burt Rutan), и все в нем было хорошо, кроме того, что жене пришлось сидеть сзади.
Тогда он поискал начатый проект Long EZ и решил его переделать в варианте с двумя - плечо к плечу - передними сиденьями.
Натан специально обратился к Берту с вопросом, есть ли у него версия именно такого расположения кресел, но Берт не делал таких попыток. Несмотря на то, что Берт
очень скептически относился к любым попыткам переделки своей машинки, Натан все-таки добил свой вариант и таки сделал свой вариант с широкой кабиной на два
кресла впереди и еще одно сиденье сзади, с 120-сильным двигателем Lycoming O-235-L2C.
Корпус был выпилен из пенопласта горячим проводом, обшит стекловолокном и залит эпоксидкой - самый дешевый и простой способ создания фюзеляжа, наверное, и по
сегодняшний день.
Для переделки самолета и расширения корпуса на 97 см (38 дюймов) потребовалось очень скрупулезно переделать, в общем, все, включая толщину стенок, усиление несущей
внутренней поверхности продольным килем, куда прятались как кабеля рулей управления, так и вентиляция кабины была подведена "изнутри". Все системы управления
были продублированы для обеих сторон. Натан и его жена Ширли дебютировали на своем прототипе в Ошкоше в 1982 году. В конце концов, информация дошла до Берта Рутана, он рассмотрел разработку и
новшества, предложенные Натаном и… таки утвердил их.
Существует официальная бумага, в которой указано, что Берт Рутан не возражает против изменений в конструкции своего самолета Long EZ, произведенных Натаниелем
Паффером, и разрешает торговать этим самолетом и его планами с лицензией самого Берта Рутана. Так появилась компания Co-Z (слово "кози" по-английски означает "уют" или
"комфорт" - именно такой была задача при создании именно "бок-о-бок"-варианта фюзеляжа с дополнительным местом позади). Так появился первый самолетик
под названием Cozy III. Его появление и событие в жизни канардов зафиксировано благотворительным актом, когда в 1992 году Натаниель подарил свой борт
No.1 музею
экспериментальной авиации в Ошкоше.
Cozy сначала выпускались трехместные, а с 1988 года четырехместный Cozy IV с двигателем Lycoming O-360 стал набирать обороты популярности. Надо сказать, что Натан даже уже после
создания Mark III собрался совсем покинуть работу и уйти на пенсию, но не тут-то было - Mark IV стал настолько популярен, что пришлось заново переписывать всю
документацию и отложить планы на спокойную пенсионную жизнь. Всего к 2015 году было построено 350 экземпляров Cozy IV.
В чем же состоял тот интересный поворот, что заставил Ната стать еще раз лидером компании Co-Z Development Company? Во-первых, сам компактный вариант исполнения всей машины с, в
общем-то, небольшим движком. Большим делом еще стало то, что самолетик был продан как план-строительство - не как кит-набор, а просто документированный шаг за
шагом процесс. При всем при том, что чаще всего кито-строители любят строить, а не летать, в нашем случае этот самолетик стал исключением, потому как
действительно отличался прекрасными летными данными.
На сегодняшний день всеми правами на самолеты Cozy III и IV обладает небезызвестная интернет-компания
Aircraft Spruce & Specialty Co, которая выкупила все права на эту разработку в 2005 году у Ken Brock Manufacturing Co. of Stanton, CA. Стоимость
комплекта чертежей на 2015 год составляла всего 500 долларов США.
В последствии на базе самолетов были созданы еще несколько модификаций - Cozy IV-RG с убирающимся шасси, Twin Cozy
- с двумя 100-сильными мотоциклетными двигателями Suzuki Swift, Kinda Cozy RG - вариант Cozy с автомобильным
двигателем Subaru EG33 (230 л.с.), Cozyjet - самолет с двигателем Mazda 13B, который затем сменили на ТРД GE T58-8F, Fish Eagle - южно-африканская
переделка Cozy IV под автомобильный двигатель V8 и последним стал БПЛА AURA
(Autonomous Unmanned Reconnaissance Aircraft) с двигателем Lycoming O-235, представлявший собой переделку компанией Aeromet Cozy IV.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Cozy III |
Cozy IV |
Размах крыла, м |
8.00 |
8.57 |
Длина самолета, м |
5.10 |
5.15 |
Высота самолета, м |
2.40 |
2.41 |
Площадь крыла,м2 |
8.88 |
8.20 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
411 |
476 |
максимальная взлетная |
680 |
930 |
Тип двигателя |
1
ПД Lycoming O-235-L2C |
1
ПД Lycoming O-360 |
Мощность, л.с. |
1 х
120 |
1 х
180 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
380 |
Крейсерская скорость, км/ч |
290 |
350 |
Практическая дальность, км |
1900 |
2400 |
Скороподъемность, м/мин |
246 |
366 |
Практический потолок, м |
5500 |
6100 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Полезная нагрузка: |
2 пассажиров |
3 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|