Diamond DA-42 Twin Star -
четырёхместный двух двигательный турбовинтовой самолёт для частного
использования. Очень часто используется в качестве авиатакси. Так же
используется как самолёт для аэрофото- и видеосъёмки, аэроразведки (модель DA -
42MPP). Корпус самолёта выполнен из углеродных композитных материалов. Diamond
DA-42 Twin Star - первый самолёт с дизельными двигателями, совершивший
беспосадочный полёт вдоль Северной Атлантики в течение 28 часов со средним
расходом топлива 11,2 галлона в час.
DA-42 Twin Star, первый
сертифицированный аппарат с двумя дизельными установками на борту. Самолет
получил сертификат в мае 2004 года.
"Портфель заказов на поставку DA-42
Twin Star уже довольно солидный, - говорит финансовый директор Майкл Финиг (Michael
Feinig). - А характерной чертой нового самолета
является то, что его можно использовать как беспилотную летающую платформу".
Для того чтобы поддержать ожидаемый спрос, в начале 2004 года компания
открыла новые производственные площади. В Wiener Neustadt недалеко от Вены, там,
где расположен головной офис компании, после завершения семимесячной
строительной программы появились новые помещения, занимающие площадь 10900 м2.
Именно здесь собираются крылья и
фюзеляжи для четырехместного Twin Star с дизельными двигателями и D-Jet с ТРДД.
Планируется, что ежегодный объем производства возрастет до 600 самолетов, причем
половина этого объема будет отправлена в Канаду для окончательной сборки. А
лондонские помещения в Онтарио площадью 2000 м2 используются для технической
разработки и техобслуживания самолетов D-A20-C1 и DA-40. Кстати, в этом году
ожидается, что количество аппаратов, переданных в надежные руки своих хозяев,
превысит 220 единиц.
DA-42
Twin Star компании Diamond - это высокотехнологичный и высокоэкономичный
аппарат, полет на котором доставляет истинное удовольствие.
Что отличает этот замечательный четырехместный аппарат для путешествий и
обучения от всех остальных аппаратов, так это комбинация лучших качеств первых
двухмоторных конструкций, зарекомендовавших себя с лучшей стороны за 25 лет
своего существования и эксплуатации на другом конце Атлантики.
Планер самолета изготовлен из
пластика, армированного углеволокном для большей прочности и легкости, что
соответствует новым правилам, принятым Европейским ведомством авиационной
безопасности EASA 21. Кроме того, он отличается эффективной аэродинамикой и
высоким эксплуатационным ресурсом. Двигатели, установленные на самолете, -
дизельные с прямым впрыском топлива с турбонаддувом Theilert Centurion 1.7
мощностью 135 л. с. со сдвоенным цифровым электронным регулятором режимов работы
двигателя (FADEC), что позволяет управлять силовой установкой и винтом с помощью
одной ручки управления. И, наконец, на DA-42 установлена интегрированная цифровая авионика Garmin G-1000, которая заменяет традиционную приборную панель и в
случае необходимости включает систему предупреждения экипажа об опасности.
Пакет услуг, предоставляемых
покупателю, убеждает их сделать заказ на DA-42 (уже принято заказов на 410
аппаратов) по цене 475000 долларов (390000 евро) за самолет в стандартной
модификации - и все это задолго до выпуска первого серийного аппарата, появление
которого назначено на сентябрь.
Техническое описание DA-42
DA-42 - увеличенная модификация
поршневого одноместного DA40. В конструкции Diamond DA40 использован тот же
профиль крыла на консоли, но завершающийся винглетом высотой 800 миллиметров.
Кабина от задней переборки (перегородки) и до приборной доски имеет те же
размеры, что и DA40. Фонарь самолета шарнирно укрепленный спереди кабины, а для
облегчения доступа пассажиров к задним сиденьям слева установлена открывающаяся
дверь. Задняя часть фюзеляжа имеет похожее Т-образное хвостовое оперение с форкилем.
Элероны, рули высоты и направления, а также крыльевые закрылки выполнены из углеволокна и стекловолокна с применением многослойной технологии. Элеронами,
рулем высоты и закрылками можно управлять с помощью ручки управления, в то время
как руль направления имеет тросовое управление. Общее управление полетом
осуществляется вручную, но закрылки имеют электропривод и управляются с помощью
трехпозиционного выключателя, который расположен в кабине. Простые закрылки
занимают 2/3 каждой консоли крыла, а щелевые закрылки размещены между фюзеляжем
и гондолами двигателей. Руль высоты и руль направления имеют в тросовое
управление от раздельных штурвальчиков а для руля высоты применяется
двухпозиционный переключатель на ручке управления. Левосторонний элерон имеет
неподвижный триммер, который может быть установлен на земле вручную.
Шасси с гидравлическим приводом и пружинной подвеской, давление в гидросистеме
обеспечивается электронасосом. Носовая стойка убирается вперед, а основные -
внутрь в направлении центроплана, тем самым обеспечивая DA-42 колею, равную 3 м.
Дисковые тормоза на основных колесах с гидравлическим приводом управляются
отдельно с использованием (ножной) тормозной гашетки на верхушке каждой
соответствующей педали управления рулем направления. Стояночный тормоз также с
гидравлическим приводом и управляется небольшой ручкой управления на центральной
приборной доске. Управление носовой стойки осуществляется с помощью педалей
управления рулем направления; когда шасси убирается, носовое колесо
автоматически центрируется и управление разъединяется.
Каждый двигатель работает как на авиационном бензине, так и на дизельном топливе
и развивает мощность 135 л. с. при 2300 об/мин. Четырехцилиндровый двигатель Centurion 1.7 прямого впрыска, жидкостного охлаждения с турбоохладителем и
редукционной передачей винта 1:1:69. В качестве дополнительной опции может быть
установлен глушитель. Цифровой электронный регулятор автоматически контролирует
режимы работы двигателя, количество оборотов в минуту также регулируется
автоматически. Два трехлопастных винта MTV-6 изменяемого шага с гидравлическим
приводом и системой поддержания постоянных оборотов и автоматическим флюгированием воздушного винта на случай, если двигатель откажет при более 1100
оборотов винта в минуту. Лопасти деревянно-композитные, повышенной прочности за
счет по-кры-тия из пластика и стальной кромки с нержавеющим покрытием.
Топливо заливается в три взаимосвязанных алюминиевых бака в крыле. Общий объем
заливаемого топлива А-1 достигает 190 литров. Топливо заливается через большую
топливную горловину, расположенную на каждом крыле ближе к законцовкам. На DA-42
предусмотрена 28-вольтная электросистема с двумя 60 амперными генераторами
переменного тока и 24-вольтная свинцовая батарея в 10 ампер-час. Батарея
аварийного питания установлена на случай отказа электропитания приборов
визуального полета.
Данные приемника воздушного давления (ПВД) под левым крылом преобразуются в
цифровые сигналы и с помощью вычислителя воздушных сигналов передаются на
дисплеи Garmin G100. Навигация осуществляется с помощью GPS и всенаправленного
курсового радиомаяка УKB-диапазона. При желании на самолет устанавливается
система предупреждения столкновений в воздухе (TCAS).
По бокам от основной панели управления установлены патрубки. Кроме того, во
время стоянки передняя часть фонаря кабины может оставаться приоткрытой для
проветривания. Небольшие форточки с двух сторон фонаря также открываются. Кабина
самолета обогреваемая, а при необходимости фонарь можно обогреть с помощью
радиатора отопителя, работающего от двигателя. В аппарате предусмотрены два
багажных отделения: один в носовой части, с люком, открываемым вперед, и второй
- в хвостовой части. Доступ к нему возможен со стороны задних сидений.
Кресла, дополнительно усиленные кевларом, позволяют выдерживать нагрузку 26 g.
Представители компании Diamond уверенно заявляют, что испытания на ударную
нагрузку, неоднократно проведенные во время crash tests (т. е. испытаний кабины
столкновением с препятствием), подтверждают тот факт, что кабина может выдержать
и большую нагрузку без значительных деформаций или повреждений.
Серийный аппарат будет оснащен жидкостной антиобледенительной системой TKS
производства Великобритании. Система рентабельна и очень экономична.