Красивые самолеты хорошо летают. Этому "закону аэродинамики" всецело соответствует легкий
многоцелевой самолет "Дубна-2", созданный ОКБ "Тайфун" и акционерным
обществом "Дубнинский машиностроительный завод". Главный инициатор разработки - Борис Келазев, летчик-испытатель, конструктор легких самолетов с большим стажем.
Первый полет прототипа состоялся в мае 1996 года.
"Дубна-2" - элегантная машина, цельнометаллический высокоплан с толкающим двухлопастным винтом. Крыло (размах 9,92 м., площадь 10,92 кв.м.) - относительно
большого удлинения с элеронами и закрылками. Плоскости поддерживают два профилированных подкоса. Фюзеляж - просторная двухместная кабина плюс изящная хвостовая
балка.
Длина самопета - 5,96 м. Заднее расположение двигателя, 80-сильного "Ротакса"-912 или Теблер-Хирта" F30 (95-114 п.с.), и большая площадь остекления
кабины обеспечивают хороший обзор и повышают комфорт. Самолет может иметь двойное управление. В кабине "Дубны" найдется место для дополнительного пассажира и
небольшого груза. Взлетный вес машины -550 кг, скорость набора высоты - 3,5 м/с, потолок - 4000 м., максимальная скорость - 150 км/ч, дальность полета -700 км.
Трехколесное шасси с передней стойкой при необходимости заменяется лыжным, поплавковым. Небольшая длина разбега и пробега (около 120 м.) позволяет "Дубне"
базироваться на минимально подготовленной грунтовой площадке, на пахоте. Самолет отличается низкой стоимостью эксплуатации и малым расходом топлива на полетный
час.
"Дубна-2" не первый плод сотрудничества ОКБ "Тайфун" и Дубнинского машиностроительного завода. До него появился одноместный 3-1 "Шмель" той же схемы и
габаритов. Легкий аппарат отлично показал себя в перелете по городам России, посвященном 50-летию Победы, и в воздушном вояже в Италию. Многоцелевой "Шмель" в первую очередь приглянулся аграриям, поскольку во многих странах биообработкой почв занимаются в основном упьтралайты (так точнее и
дешевле). Серия сельскохозяйственных "Шмелей" на ДМЗ - в замысле.
Репутацию завода упрочил новый самолет "Дубна-2". На его счету успешные выступления на выставках в Болгарии и Китае, где сразу же нашлись покупатели,
на фестивале СЛА в Тушино и на конференции "Малая авиация-97" в Борках. Шеф-пилот Борис Келазев демонстрировал на "Дубне" фигуры высшего пилотажа.
К осени 97-го два первых экземпляра "Дубны-2" налетали более 200 часов. ДМЗ готовит пробную серию из пяти машин. Четыре самолета заказал Генеральный конструктор
ОКБ имени П.О.Сухого Михаил Симонов для аэроклуба фирмы. Вообще, поддержка суховцев сыграла важную роль в судьбе "Дубны-2". Ведь ДМЗ - производитель пилотажных
и учебных "Су". Но проблемы, как и во всей авиапромышленности, остаются. Их решению способствует предприятие АТК "Вертикаль", использующее самолеты "Шмель" и
"Дубна-2" для летной подготовки и в народнохозяйственных целях.
Маленькая "Дубна" способна на многое: оперативные перевозки пассажиров и почты, первоначальное обучение пилотов, аэрофотосьемочные работы, опыление посевов,
полеты на разведку рыбы в прибрежных водах, патрулирование лесов, водоемов, газонефтепроводов, пиний электропередач и связи.
Неспроста один из вариантов "Дубны-2" - "Оса" - окрашен в камуфляж. Машина предлагается Министерству обороны, МВД и Федеральной програнслужбе России. Есть
задачи, которые эффективнее выполнят легкие самолеты. Быть может, "Дубна-2" станет настоящим "воздушным казаком", охраняющим рубежи Отечества.