Уголок неба ¦ Тайфун Дубна-2

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация легкая авиация
   Дубна-2
       
Разработчик: Тайфун
Страна: Россия
Первый полет: 1996
Тип: Легкий многоцелевой  самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Красивые самолеты хорошо летают. Этому "закону аэродинамики" всецело соответствует легкий многоцелевой самолет "Дубна-2", созданный ОКБ "Тайфун" и акционерным обществом "Дубнинский машиностроительный завод". Главный инициатор разработки - Борис Келазев, летчик-испытатель, конструктор легких самолетов с большим стажем. Первый полет прототипа состоялся в мае 1996 года.

"Дубна-2" - элегантная машина, цельнометаллический высокоплан с толкающим двухлопастным винтом. Крыло (размах 9,92 м., площадь 10,92 кв.м.) - относительно большого удлинения с элеронами и закрылками. Плоскости поддерживают два профилированных подкоса. Фюзеляж - просторная двухместная кабина плюс изящная хвостовая балка.

Длина самопета - 5,96 м. Заднее расположение двигателя, 80-сильного "Ротакса"-912 или Теблер-Хирта" F30 (95-114 п.с.), и большая площадь остекления кабины обеспечивают хороший обзор и повышают комфорт. Самолет может иметь двойное управление. В кабине "Дубны" найдется место для дополнительного пассажира и небольшого груза. Взлетный вес машины -550 кг, скорость набора высоты - 3,5 м/с, потолок - 4000 м., максимальная скорость - 150 км/ч, дальность полета -700 км.

Трехколесное шасси с передней стойкой при необходимости заменяется лыжным, поплавковым. Небольшая длина разбега и пробега (около 120 м.) позволяет "Дубне" базироваться на минимально подготовленной грунтовой площадке, на пахоте. Самолет отличается низкой стоимостью эксплуатации и малым расходом топлива на полетный час.

"Дубна-2" не первый плод сотрудничества ОКБ "Тайфун" и Дубнинского машиностроительного завода. До него появился одноместный 3-1 "Шмель" той же схемы и габаритов. Легкий аппарат отлично показал себя в перелете по городам России, посвященном 50-летию Победы, и в воздушном вояже в Италию. Многоцелевой "Шмель" в первую очередь приглянулся аграриям, поскольку во многих странах биообработкой почв занимаются в основном упьтралайты (так точнее и дешевле). Серия сельскохозяйственных "Шмелей" на ДМЗ - в замысле.

Репутацию завода упрочил новый самолет "Дубна-2". На его счету успешные выступления на выставках в Болгарии и Китае, где сразу же нашлись покупатели, на фестивале СЛА в Тушино и на конференции "Малая авиация-97" в Борках. Шеф-пилот Борис Келазев демонстрировал на "Дубне" фигуры высшего пилотажа.

К осени 97-го два первых экземпляра "Дубны-2" налетали более 200 часов. ДМЗ готовит пробную серию из пяти машин. Четыре самолета заказал Генеральный конструктор ОКБ имени П.О.Сухого Михаил Симонов для аэроклуба фирмы. Вообще, поддержка суховцев сыграла важную роль в судьбе "Дубны-2". Ведь ДМЗ - производитель пилотажных и учебных "Су". Но проблемы, как и во всей авиапромышленности, остаются. Их решению способствует предприятие АТК "Вертикаль", использующее самолеты "Шмель" и "Дубна-2" для летной подготовки и в народнохозяйственных целях.

Маленькая "Дубна" способна на многое: оперативные перевозки пассажиров и почты, первоначальное обучение пилотов, аэрофотосьемочные работы, опыление посевов, полеты на разведку рыбы в прибрежных водах, патрулирование лесов, водоемов, газонефтепроводов, пиний электропередач и связи.

Неспроста один из вариантов "Дубны-2" - "Оса" - окрашен в камуфляж. Машина предлагается Министерству обороны, МВД и Федеральной програнслужбе России. Есть задачи, которые эффективнее выполнят легкие самолеты. Быть может, "Дубна-2" станет настоящим "воздушным казаком", охраняющим рубежи Отечества.

 





 ЛТХ:
Модификация   Дубна-2
Размах крыла, м   9.92
Длина самолета,м   5.96
Высота самолета,м   2.91
Площадь крыла,м2   10.92
Масса, кг  
  пустого самолета   296
  максимальная взлетная   576
Внутренне топливо, л   70
Тип двигателя   1 ПД Rotax 912
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость, км/ч   150
Крейсерская скорость, км/ч   130
Практическая дальность, км   700
Максимальная скороподъемность, м/мин   210
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Дубна-2      (c) Александр Маркин
 Дубна-2      (c) Александр Маркин
 Дубна-2
 Дубна-2      (c) Альберт Набиулин
 Дубна-2 в варианте "Оса"
 Дубна-2 в варианте "Оса"  (c) Родион Николян

  Схемы:

 Дубна-2 

  



 

Список источников:

Крылья Родины 1998-02. Сергей Иванников. "Воздушный Казачок" из Дубны
А. Савин. Русский авиационный музей. Dubna-2 "Wasp" (Дубна-2 "Oca") by OKB Typhoon (ОКБ "Тайфун")
Reaa.ru. Дубна-2


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: