В 1976 г. в ОСКБ-С МАИ был спроектирован легкий многоцелевой
народнохозяйственный самолет "Эльф" с четырехцилиндровым двухтактным
двигателем воздушного охлаждения "Нельсон" мощностью 48 л.с. Аппарат был
выполнен по схеме "низкоплан" с толкающим воздушным винтом. Имел размах крыльев
5,86 м, взлетную массу 330 кг. Конструкция цельнометаллическая с продольным
гофром на обшивке крыла, оперения и хвостовой балке фюзеляжа. "Эльф" имел
неубираемое трехсточное шасси с носовым колесом и основными стойками рессорного
типа, выполненными из профилированной титановой полосы. В конструкции самолета
было немало интересных находок и удачных инженерных решений. На элементы
конструкции получено несколько авторских свидетельств на изобретения.
Основная модификация самолета "Эльф" - его пилотируемый вариант - имел
удобообтекаемую кабину с большой площадью остекления и правой боковой дверцей.
За кабиной пилота в капоте был установлен двигатель "Нельсон" с двухлопастным
деревянным винтом.
Первый полет пилотируемого варианта состоялся в начале августа 1985 г. на
аэродроме ДОСААФ в Борках. Испытывал "Эльф" кандидат технических наук
летчик-испытатель Е. Фролов.
Самолет "Эльф" был участником смотра-конкурса СЛА-85 в Киеве. Для получения
большей тяги и повышения вертикальной скорости полета "Эльф" было решено
модифицировать, и в 1986 г. на самолете был установлен новый двигатель "Мак-Калоч"
(четырехцилиндровый, рядный, воздушного охлаждения, мощностью 72 л.с.), увеличен
до 6 м размах крыла и изменена форма киля с применением роговой компенсации руля
направлений. Все модификации "Эльфа" летали без предкрылков. Первоначально на
самолете были установлены колеса малого диаметра (255 мм) с недостаточно
эффективными тормозами, затем использовались колеса диаметром 300 мм с
повышенным тормозным моментом.
Испытывал модифицированный вариант самолета "Эльф" в ЛИИ В. В. Заболотский.
Летали В. И. Лойчиков, А. В. Щукин, М. Б. Молчанюк и другие.
В 1987 г. самолет "Эльф" участвовал в смотре-конкурсе СЛА-87 (Тушино). Был
отмечен высокий профессиональный уровень исполнения самолета.
"Эльф" проектировался исключительно на базе курсовых и дипломных проектов
(научный руководитель темы С. М. Егер, главный конструктор самолета К. М.
Жидовецкий). Основной вклад в проектирование самолета внесли студенты С.
Осипенко, С. Сазонов, А. Ремейко, Р. Амбарцумян, Б. Антушев, Л. Суворова и
другие. Основные характеристики "Эльфа" соответствовали ЛТХ самолетов данного
класса.
Кроме летных исследований, в рамках программы облета на "Эльфе" прошли тренаж по
отработке техники пилотирования самолетов сверхлегкого класса одиннадцать
летчиков, которые получили возможность ознакомиться с пилотированием самолетов
такого (не освоенного нашей авиапромышленностью) типоразмера. Испытания "Эльфа"
дали интересный экспериментальный материал. Общий налет самолета составлял около
40ч.