Elster – лёгкий многоцелевой самолёт,
разработанный немецкой авиастроительной компанией Alfons Pützer KG.
Разработка самолета была начата Альфонс Пютцер (Alfons Pützer),
Фрицем Раабом (Fritz Raab) и Герхардом Сигелем (Gerhard Siegel) для
вновь созданных ВВС Германии. За основу был взят легкий самолет Pützer Moraa
(Motorraab) V2.
Новый самолет, получивший обозначение Pützer Elster
A, сохранил силовую установку предшественника, но
получил новый фюзеляж и кабину. Прототип Elster
V1 (D-EJOB) совершил первый полет 11 ноября 1957 года.
В ноябре 1957 года Elster A
принял участие в сравнительном конкурсе Бундесвера вместе с
Klemm Kl.107, Blume Bl.502, Meindl M.150, Scheibe SF.23A и Rheinflug
RW-3. Победителем конкурса был выбран Elster и компания Alfons Pützer KG
получили контракт на строительство 24 экземпляров самолета.
Уже в ходе первых испытаний стало ясно, что силовая
установка не справляется с поставленными военными задачами, и в 1958
году на прототипе установили 65-сильный двигатель Porsche 678/1. Этот
вариант самолета обозначили как Elster A65. Но и
эта силовая установка не полностью удовлетворила заказчика. В результате
в конце года на V1 установили американский
95-сильный четырехцилиндровый двигатель Continental
C90-8F.
Машина, с новым обозначением Elster B,
впервые поднялась в воздух 10 января 1959 года. А первые серийные
самолеты были переданы Бундесверу в декабре этого же года. Немецкие
военные оказались недовольны низкой скоростью полёта Elster, а также его
достаточно малой дистанцией следования, составлявшей всего лишь около
450 километров, ввиду чего самолёт мог эксплуатироваться исключительно в
качестве учебно-тренировочного самолёта и в качестве патрульного
воздушного средства.
Еще девять Elster B были
произведены для гражданских заказчиков. Самолет использовался как
частное воздушное судно, и как моторизованный планер, и как летательный
аппарат пригодный для транспортировки небольших грузов.
Несмотря на достаточно большие габариты летательного
аппарата, кабина самолёта имеет немного места, ввиду чего в ней может
разместиться всего лишь два человека – пилот и пассажир, либо же, если
самолёт предполагалось использовать в качестве учебно-тренировочного
летательного аппарата, то инструктор и курсант. Помимо прочего, если
самолёт предполагалось использовать для транспортировки грузов, то здесь
можно было разместить до 230 килограмм полезной нагрузки (включая массу
пилота), однако, в этом случае, перевозка на борту пассажира была
невозможной по причине небольшой максимальной взлётной массы самолёта.
В отличии от военных гражданские пилоты хвалили
высокоплан за его хорошие летные качества и поэтому охотно использовали
его для подготовки новичков и для буксировки планеров.
Немецкие пилоты считали Elster B
лучшим самолетом с "трехруким" управлением в мире. В отличие от многих
других образцов Elster не имеет ни управляемого от педали руля
направления переднего шасси, ни ножного рычага для управления обоими
барабанными тормозами основного шасси. Вместо этого пилот располагает
мощным рычагом для управления носовым колесом шасси, расположенным в
центре перед панелью приборов, который служит в качестве руля и
функционирует подобно румпелю лодки. Если потянуть рычаг влево, самолет
катится вправо и наоборот. Сбоку на разделительной перегородке между
пилотом и пассажиром расположен еще один рычаг для тормозов, так что уже
только рулежка на взлетно-посадочной полосе требует определенного
умения.
Несколько самолетов Elster B
были проданы за рубеж. Так в Великобритании он продавался компанией
Flair Aviation Sales Co. с 1960 года под маркой "Magpie".
В 1963 году был изготовлен еще один вариант самолета -
Elster C, оснащенный
двигателем Lycoming O-320-A2B мощностью 150 л.с. Компания
Sportavia-Pützer GmbH построила 11 экземпляров этой версии, а так же в
нее были переоборудованы некоторые Elster B.
Pützer Elster стал одним из первых серийных самолетов,
которые были построены в Германии после окончания Второй Мировой войны.