Легкий спортивный электрический самолет SportStar EPOS (Electric POwered
Small Aircraft), разработанный специалистами чешской компании Evektor Aerotechnik, 28 марта 2013 года
совершил свой первый полет в аэропорту Куновице (Чешская Республика). В тот день всего было выполнено два успешных полета, в течение которых
электрическая силовая установка самолета наработала 30 минут. Таким образом, производитель LSA присоединился
к числу компаний, которым удалось реализовать идею и которые намерены приступить к серийному производству электросамолетов. По мнению Мартина Дрштичка,
менеджера проекта EPOS, потенциал таких машин довольно велик. Философия Evektor направлена на расширение технических возможностей и поиск новых решений,
способных применяться не только в авиационной сфере, но и, например, в автомобилестроении. По словам управляющего директора Evektor Вацлава Заджича,
теперь компании придется пройти этап тестирования и улучшения технических параметров концепта, который должен привести к появлению полноценного LSA на
электротяге.
SportStar EPOS создан при содействии со стороны Ассоциации легких самолетов Чехии. Финансовая поддержка
проекта осуществлялась Технологическим агентством Чешской Республики. В проекте также принимали участие другие чешские компании, включая Rotex electric,
предоставившую двигатель RE X90-7, Aerospace Research and Test Establishment, поставившую пропеллер и MGM compro, разработавшую систему управления
мотором, а также факультет информационных технологий Университета города Брно, который предоставил дисплеи КРД.
Концепт, построенный на базе двухместного низкоплана SportStar RTC, получил оптимизированную аэродинамику и новое трапецевидное крыло большего размаха.
Мощность электрического мотора Rotex Electric RE X90-7 составляет 50 кВт (эквивалент 68 л.с.). Питается
электромотор от батареи производства Kokam емкостью 40 А-ч, которой, по словам производителя, хватит как минимум на два часа в небе.
На версии EPOS+ установлен ЭД Rotex Electric RE REB 90-5
мощностью 75 кВт (100 л.с.), он управляется контроллером MGM Compro HBC-Series V7, 300400 / EPOS1 с максимальным постоянным током 300 ампер и
максимальным напряжением питания 400 вольт. Батареи представляют собой элементы SLPB100216216H компании Kokam Company, Ltd., с 45 элементами,
соединенными последовательно, вырабатывающими 378 В. На самолете установлен трехлопастной композитный пропеллер VZLÚ V332-3A1 Evektor
позиционирует свой новый продукт как учебный и спортивный самолет, который может эксплуатироваться как в летных школах, так и частными лицами для
совершенствования своих летных навыков.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
EPOS+ |
Размах крыла, м |
10.46 |
Длина самолета, м |
5.98 |
Высота самолета, м |
2.48 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
285 |
максимальная взлетная |
600 |
Тип двигателя |
1 ЭД
Rotex Electric RE REB 90-5 |
Мощность, кВт |
1 х 75 |
Максимальная скорость, км/ч |
260 |
Крейсерская скорость, км/ч |
170 |
Продолжительность полета, ч |
1 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|