Легкий самолет F-32 Ястреб специально разработан, как многоцелевой
самолет c высокой грузоподъемностью для российских условий эксплуатации. Широкая
кабина(740мм) спроктирована под пилота ростом 1.9м. Самолет имеет прочное шасси,
позволяющее летать как с бетонки так и с грунта. Устанавливается отопление
салона и спассистема. Управление самолетом простое и пропорциональное. Все
управление дублировано.
Самолет разработан в соответствии с нормами JAR-VLA специалистами Самарского
государственного Аэрокосмического Университета (СКБ ЛА СГАУ - КБ АэроСамара), на
базе опыта постройки и эксплуатации самолетов F-02 "Кречет", F-22, С-400
"Капитан", Че-25м и других. Применение современных методов проектирования и опыт
работы в области разработки легкой авиационной техники с 1992 года позволили
создать самолет с лучшими в своем классе летными характеристиками. При этом
самолет отличается удобством в эксплуатации и простотой управления. Применение
композиционных материалов позволяет добиться хорошего качества аэродинамических
поверхностей, долговечности и высокой ремонтопригодности при эксплуатации в
полевых условиях.
Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан. Крыло с удлинением более 8
имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные
законцовки крыла. Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и
рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей. Оперение
крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку.
Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных
площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и
различные грузы, а так же применять винт большого диаметра. Кабина экипажа имеет
панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что
позволяет уменьшить искажения. Компоновка кабины спроектирована для размещения
пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.
Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ,
систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию. Возможна установка
второго комплекта приборов для инструктора. Предусмотрена противокапотажная рама
и установка спассистемы. Привод выпуска закрылков- электромеханический. Самолет
оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного
торможения основных колес с гидравлическими тормозами. На руле высоты установлен
триммер с механическим приводом. Управление самолетом дублированное. Возможна
установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования. В случае
установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных
характеристик.
Выпускается в следующих вариантах :
1) Спортивный(одноместный).
Самолет может использоваться в одноместном варианте со взлетной массой до 450 кг.
В этом случае эксплуатационная перегрузка может доходить до 5,2 ед. На крыле и
под фюзеляжем могут крепиться дымовые шашки, вымпелы, контейнеры с фото- и
видеокамерами, что позволяет проводить зрелищные авиашоу, особенно в группе.
Съемный фонарь кабины позволяет получить максимальное удовольствие от
пилотирования, а так же производить видеосъемку, сбрасывать парашютистов и грузы.
В этом варианте самолет может даже буксировать двухместный планер. Рекомендуется
установка винта изменяемого шага.
2) Учебно-тренировочный и патрульный.
Самолет разработан специально для использования в аэроклубах. Он позволяет не
только проводить первоначальное обучение,полеты с воды и обучение простому
пилотажу, но и производить авиаработы. При использовании на патрулировании
трубопроводов и авиахимработах, самолет окупается за один год. В учебно-
тренировочном варианте устанавливается приборное оборудование на месте
инструктора. Самолет оборудуется СПУ и УКВ- радиостанцией. Все управление
самолетом дублировано. Прочное шасси позволяет эксплуатировать самолет с
грунтовых площадок, на лыжах и поплавках. Высокая устойчивость и
пропорциональность управления по всем каналам позволяет использовать самолет как
для первоначального обучения, так и для совершенствования техники пилотирования.
Профиль крыла обеспечивает предсказуемое и безопасное поведение самолета при
сваливании. В учебно-тренировочном варианте возможна установка шасси с носовой
опорой, двигателя Jabiru 2200, а так же конверсионных двигателей Субару и Сузуки.
3) Гидровариант. При установке
поплавков масса полной нагрузки может составлять до 300 кг, что при весе пилотов
по 75 кг позволяет перевозить до 100 кг груза. Дополнительно устанавливается
подфюзеляжный грузовой контейнер, и герметичные грузовые отсеки в поплавках. При
этом возможна перевозка грузов, длиной до 4м. Установка двигателя Rotax-914 и
винта изменяемого шага позволяет повысить крейсерскую скорость до 180 км/ч, а
установка дополнительного топливного бака доведет дальность полета до 1500 км.
Благодаря низкому расположению крыла, поплавковое шасси и груз почти не влияют
на управляемость самолета, что позволяет эксплуатировать его при ветре, до 10м/с
и высоте волны до 0,5м. Возможна установка амфибийного шасси, убираемого в
поплавки, позволяющего производить посадку на дорогах, ровных грунтовых и
бетонных ВПП.
4) Сельскохозяйственный
(одноместный агрохимический).
Большая грузоподъемность и хорошая энерговооруженность дают возможность
использования самолета на авиахимработах. Для этого на самолет устанавливается
химсистема форсуночного типа с баком, емкостью до 260 л. Установка бака под
фюзеляжем снижает риск попадания химикатов в кабину пилота и защищает пилота при
аварийной посадке. Обеспечен удобный доступ к агрегатам химсистемы и заправка.
Дополнительно устанавливается противокапотажная рама, фары и наддув кабины
фильтрованным воздухом. Прочное шасси с управляемым хвостовым колесом и
раздельными гидравлическими тормозами основных стоек допускает эксплуатацию с
дорог и неподготовленных площадок. Установлен уровнемер химбака и GPS-навигатор.
5) Скоростной (одноместный).
При установке крыла, уменьшенного размаха (9.152 м) и
уменьшенной площади (12,2 кв.м) и более мощного двигателя Rotax-914 с
турбонаддувом, крейсерская скорость возрастает до 210 км/ч, а максимальная
скорость – до 250 км/ч. При этом дальность полета достигает 1000 км, а с
установкой подвесного бака- до 2000 км. В этом варианте может быть установлено
шасси с носовой опорой.