В 2013 году в КБ "АэроСамара" построили новый
самолет F-34 "Коршун", созданный на базе F-32
"Ястреб". Для справки - буква
F в обозначениях самолетов, появилась от слова Friday (Пятница), фамилии главного конструктора самолетов
- Валентина Пятницы.
Главное отличие нового самолета - конструкция стала
цельнометаллической. Профиль крыла - GA(W)-1. Этому крылу не страшны дождь и
брызги. Практика показала, что профиль некритичен к неточностям и загрязнениям
обшивки. Особенно важно, что при обледенении и в дождь крыло намного меньше
теряет несущие свойства, чем с другими профилями. Плавный срыв тоже очень важен,
особенно для химсамолета. На GA(W)-1 при выходе на критические углы атаки
происходит плавная просадка, без резкого клевка и потери подъемной силы.
Перегруженный самолет в вираже начинает просто увеличивать радиус виража. Это
происходит потому, что срыв на GA(W)-1 начинается с задней части профиля,
особенно с выпущенной механизацией. За закрылком образуется отсоединенный
вихревой жгут и срывная зона долго держится, не расширяясь. Даже есть
дополнительный подсос через щель закрылка.
F-34 предназначен для авиахимработ. Он построен, как и все наши самолеты, под
заказ. Химбак объемом 230 л подвешивается под фюзеляжем. Эта компоновка хорошо
себя зарекомендовала на самарских агросамолетах. Она не только упрощает доступ к
агрегатам химсистемы, но и защищает пилота при аварийной посадке. Опыт показал,
что бак, разрушаясь, гасит большую часть энергии.
Фюзеляж "Коршуна-агро" цельнометаллический, в носовой части смонтирована
сварная ферма из стальных труб Ст-20. Это тоже элемент безопасности.
Расположение стержней дает возможность погасить удар при фронтальном
столкновении и аварийной посадке. Мощная нижняя часть фермы защищает ноги пилота.
Для химсамолета была выбрана одноместная кабина. Самолет узкоспециализированный,
поэтому решили, что второе место не нужно и даже вредно.
Кабина сделана в спартанском стиле, предельно функциональна. В центре
приборной доски располагаются съемные блоки - GPS, дисплей контроля химситемы.
Пилот обычно сам решает, какой состав оборудования он готов установить. Все
пилотажные приборы стрелочные - так удобнее считывать информацию в полете.
На самолете используются гидравлические тормоза с раздельным торможением.
Тормоза и колеса американские.
Для этой версии самолета была выбрана схема шасси с хвостовым колесом. Она
традиционно используется на самарских агросамолетах. У нас есть разработка и с
носовой стойкой, но заказчик выбрал хвостовую опору.
Что касается активной безопасности, она обеспечивается удобной посадкой
пилота и удобной кабиной. Ширина кабины 670 мм. Ни один рядный самолет не
обеспечивает такого пространства для пилота. Прекрасный обзор - тоже
элемент активной безопасности. Низкоплан обеспечивает и лучший обзор на
разворотах. Но главный элемент активной безопасности - высокое аэродинамическое
качество. Это позволяет иметь запас мощности даже с полным химбаком. При отказе
мотора на гоне запаса скорости достаточно для перелета через лесополосу и
разворота. Самолет отлично летает на скоростях 60-70 км/ч, на гоне держит
110-130 км/ч и 150-160 км/ч -на перелетах. В сочетании с большим химбаком все
это повышает производительность на авиахимработах.
В 2016 году впервые взлетел двухместный вариант самолета,
получившего обозначение F-34M "Коршун" (первоначально
F-342 "Коршун-2"). На двухместном самолете
используются те же агрегаты, но носовая часть будет более длинная. От стальной
фермы, защищающей пилота на авиахимработах, осталась противокапотажная дуга. Для
новой версии спроектировано укороченное крыло с улучшенной аэродинамикой:
более совершенные закрылки и законцовки будут снижать сопротивление. Кроме того,
обеспечены дополнительные багажники в носовой части фюзеляжа и за сиденьем
второго пилота. Этот самолет можно будет использовать для перелетов с
возможностью взять с собой груз или дополнительный запас топлива. Есть
возможность подвешивать под фюзеляж либо дополнительный бак на 100 л, либо
длинный багажник, в который можно положить и горные лыжи, и оборудование для
дайвинга. В поплавковой версии самолета багажники размещаются в поплавках.
F-34M имеет хорошую энерговооруженность, отличные взлетно-посадочные
характеристики (ВПХ), высокую крейсерскую скорость и большой запас прочности.
Основное назначение самолета -перелеты в условиях слабо развитой аэродромной
сети, когда часто приходится садиться на площадки, далекие от совершенства,
расположенные на больших удалениях друг от друга. Иногда технические причины или
погода вынуждают самолет приземляться на неподготовленную площадку. "Коршун-2"
позволяет это, намного повышая тем самым безопасность перелетов.
Высокая грузоподъемность и низкая посадочная скорость позволяют
эксплуатировать самолет и на поплавках без заметного снижения ТТХ. Поплавки
добавляют около 70 кг веса и дополнительное сопротивление. Но самолет имеет
запас аэродинамического качества и площади крыла, чтобы оставаться приятным и
безопасным в пилотировании.
Обычно сухопутные самолеты имеют небольшую площадь крыла и высокие скорости
посадки, и при постановке на поплавки становятся просто опасными. Но для
самолета, который способен перевозить 250 л. жидких химикатов и летать с полей,
лишние 70 кг - не помеха.
Бак химикатов агросамолета располагается под фюзеляжем в районе центра масс и
мало влияет на диапазон центровок. Но для того, чтобы
сохранить необходимый для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости
диапазон центровок двухместного самолета-тандема, пришлось вынести двигатель
вперед. Более длинный капот выглядит более совершенным и с аэродинамической
точки зрения - на смену большим воздухозаборникам для охлаждения двигателей
самолетов "Ястреб" и "Коршун" пришел более изящный воздухозаборник, сдвинутый
назад и вниз, и решетка, расположенная сразу за воздушным винтом. Появившееся
между двигателем и кабиной пространство удобно использовать в качестве багажного
отделения, что и нужно круизному самолету.
Поскольку дальность полета увеличилась и полет стал менее маневренным по
сравнению с полетом над полем на АХР, появилась возможность установить
непрозрачный козырек фонаря над пилотами. Летать в жаркую солнечную погоду стало
комфортней.
Во многих сверхлегких и даже легких самолетах в целях уменьшения стоимости и
упрощения конструкции все еще применяют винты фиксированного шага. Нo
возможности современных методов проектирования и производства авиационных
конструкций доказывают эффективность применения винтов изменяемого шага (ВИШ).
Fla всех самолетах КБ устанавливают ВИШ, добиваясь тем самым лучших
летно-технических характеристик. F-34M - не исключение.
Обращает на себя внимание высокое качество кока воздушного винта и сопряжения
его геометрии с капотом двигателя. "Коршун-2" спроектирован на базе агросамолета.
Но при этом улучшена аэродинамика крыла и фюзеляжа, за пилотом установлено
кресло пассажира. Место пассажира оборудовано ручкой управления самолетом (РУС).
Можно установить в кабине пассажира управление педалями и РУД. Такая схема "1+1"
часто используется на спортивных самолетах. Это позволяет использовать
самолет для перелетов и легкого пилотажа.
Однако основное назначение самолета - это дальние полеты по маршруту, а
не обучение пилотов или аэробатика. Поэтому второе место в кабине предназначено
пассажиру, а не пилоту. А посему не нужно ставить второй комплект приборов.
Между креслами установлена защитная дуга на случай капота.
Повышению безопасности служит и общий фонарь, который откидывается вправо - в
аварийной ситуации его может открыть пилот, обеспечив себе и пассажиру выход из
кабины.
Если на "Коршуне" в комплексе бортового оборудования (КБО) использованы
аналоговые стрелочные приборы и GPS, предназначенная для точного включения
химического оборудования на гоне, то на борту "Коршуна-2" в центре панели
установлен дисплей EFIS Integra чешской компании TL-Elektronic. Этот цифровой
комплекс обеспечивает более комфортное самолетовождение в дальних полетах, кроме
того, на приборной панели смонтирован ряд аналоговых приборов, дублирующих
показания EFIS. В целом же КБО "Коршун-2" вполне отвечает современным
требованиям.