Белорусский самолет с замкнутым контуром крыла СОК поднялся в воздух в 2004 году, спустя почти век после того, как Луи Блерио придумал концепцию замкнутого
крыла и попытался реализовать её на полноразмерном самолёте. А финн Аки Суокас (Aki
Suokas), конструктор лёгких самолётов и владелец компании Fly Nano, представил свою
диковинную машину Nano на выставке Aero Friedrichshafenв 2011-м - через 10 лет после начала разработки.
А первый полет прототипа состоялся 11 июня 2012 года.
Самолёт разрабатывался для того, чтобы соответствовать европейским правилам EC 216/2008 для машин, масса которых в пустом состоянии не превышает 70 кг. Поэтому
основной проблемой Суокаса был вес, и он сумел добиться его снижения благодаря углепластику. Да, почти весь самолёт, за исключением силовой установки, сделан из карбона.
Гидросамолет сделан под девизом «минимум бюрократической волокиты - максимум адреналина». В Nano не предусмотрено места не только для пассажиров,
но и для существенного багажа, что позволило максимально разгрузить аппарат.
Nano - это чистый гидроплан: у него нет версии с сухопутным шасси. Поэтому зимой, когда финские озера
замерзают, испытания машины прекращались.. Причины чисто водного образа жизни - желание конструктора
сэкономить на массе шасси. А взлет аппарата может осуществляться с относительно спокойной воды.
Nano оснащён бесщёточным электродвигателем максимальной мощностью 32 кВт. Изначально планировалось производить три модификации
: с электродвигателем серии E 200, мощностью 20 кВт, бензиновым двигателем серии G 240 и гоночными двигателями серии R 260/300. Однако оказалось,
что применение литий-полимерных батарей повышенной ёмкости позволяет получить требуемую для развлекательного одноместного самолёта дальность в 70 км без
ДВС, ресурс которого значительно меньше, чем у электромотора, а шумность - куда больше. Да и техобслуживание двухтактника сложнее,
дороже и чаще. Поэтому разработчики остановились только на электроварианте. К тому же
электромотор обладающий не слишком большой мощностью, позволяет летательному аппарату быть почти бесшумным и (главное) не требовать сертификации в
качестве самолёта.
Замкнутое крыло Nano отличается от белорусского СОКа - оно имеет другую форму и скорее напоминает два крыла, соединённые по краям вертикальными элементами для
минимизации завихрений, создаваемых законцовками.
Почему закрытое крыло? По словам конструктора, ЛА весом в полтора центнера при размахе крыльев в 7–8 м (как
было бы при стандартном крыле) будет слабоуправляем при боковом ветре, да и центровку сложнее обеспечить. Кроме того что закрытое крыло не даёт боковому
ветру срывать поток, оно безопаснее в смысле штопора, который при такой конструкции практически исключён.
Шасси нет вообще - это гидросамолёт, предназначенный для посадки и взлёта с воды (при
высоте волны не более 10 см и температуре воды выше 5 градусов по Цельсию). Для взлета Nono требуется 400
метров водной поверхности.
Кабина предусмотрена только открытая: создатели считают, что их спортивное детище - это
что-то вроде летающего гидроцикла. В общем, почувствуйте ветер, а также запаситесь шлемом или хотя бы очками.
Скорость полета варьируется от 72 до 137 км в час. Максимальный потолок – 3 тысячи метров.
Благодаря электроприводу пилот практически не заметит вибрации. Емкости аккумуляторов достаточно для 70 км полета на одном заряде. То есть точка
возврата находится на уровне 34-35 км при полете по прямой.
Стоимость Fly Nano составит от € 25,000 - 27,000 (US $ 39,000) с дополнительным прицепом /
коробкой для хранения за € 5300 (US $ 7700), что является достаточно выгодным соотношением цены и качества.
К сожалению, дальнейшая судьба второго в истории поднявшегося в воздух "кольцеплана" неясна. После первого полёта, имевшего место 11 июня 2012 года, компания
в середине 2020 года немного притихла и даже перестала принимать предзаказы, которых было уже 35. Будем надеяться, что она восстанет и всё-таки запустит Fly
Nano Nano в серию.