GippsAero (Gippsland Aeronautics) GA8 Airvan – одномоторный многоцелевой самолёт австралийского
производства, выпускаемый компанией "GippsAero" с 2000 года. Первые работы над
проектированием самолёта Gippsland GA8 Airvan начались в 1993 году, при этом,
австралийские инженеры использовали в качестве базы конструкцию легкомоторных
воздушных судов Cessna 206 и Cessna 208, однако, с существенными изменениями,
как в дизайнерском плане, так и в плане лётно-технических характеристик.
Самолёт GA8 Airvan используется главным образом для работы на местных
и региональных авиалиниях, в том числе как для перевозки пассажиров, так и для
транспортировки различного рода грузов. Свой первый полёт это воздушное судно
выполнило в марте 1995 года, однако, по некоторым причинам было отправлено на
техническую оптимизацию конструкции в целях повышения лётно-эксплуатационных
качеств самолёта, и фактически, в серийное производство поступило лишь в 2000-м
году.
Конфигурация G8 довольно обычная, за исключением нескольких деталей. Это
одномоторный поршневой высокоплан с рессорным основным шасси. Исключением
является конструкция переднего шасси – оно имеет пружинный амортизатор. При
посадке на грунтовую взлетно-посадочную полосу шток сжимает пружину, демпфируя
неровности. Отсутствие часто протекающего гидроцилиндра в носовой стойке дает
повышенную надежность в условиях низких температур, а так же сокращает объем
обслуживания.
Горизонтальный стабилизатор установлен высоко, чтобы не создавать препятствия
парашютистам и для предотвращения повреждений от летящих камней при посадке на
неподготовленные ВПП. Двойной ширины грузовая дверь с ветровым щитком (267 кв.см.)
открывается в полете и весьма удобна для погрузки как груза, так и больного на
носилках, с которым следуют до трех медработников с оборудованием. Девять
парашютистов могут размещаться прямо на полу около специального троса. 87
галлонов (329 л.) топлива хранится в обоих крыльях без мягких баков – просто, и
с минимальными эксплуатационными расходами. Топливо идет только в расходный бак,
и нет никакой возможности перетеканию топлива из одного бака в другой при
стоянке на уклоне. Расход охлаждающего воздуха, а значит - температура цилиндров
регулируется одной нижней створкой.
На борту самолёта GA8 Airvan может разместиться до 7 пассажиров, либо
же, в случае если воздушное судно предполагается использовать в качестве
транспортного летательного аппарата, на борт самолёта можно погрузить до 817
килограмм полезного груза, что весьма немного, однако с учётом использования
здесь всего лишь одного двигателя, является вполне приемлемым. В 2011 году
самолет получил новый интерьер, разработанный компанией Eagle Aviation (Колумбия,
штат Южная Каролина, США) с применением высококачественных материалов, отвечает
требованиям многоцелевого применения самолета.
"Эксклюзивность" интерьера заключается в том, что все боковые панели и кресла
салона самолета обтянуты синтетической кожей производства компании Ultraleather.
Данный запатентованный материал отличается прочностью, износоустойчивостью и
легко чистится. Кожа на центральных секциях кресел перфорирована для увеличения
воздухопроницаемости. Как сообщается, интерьер является опцией и добавляет к
весу пустого самолета от 45 до60 фунтов. Хотя пока доступна только одна цветовая
гамма, GippsAero обещает учесть любые индивидуальные пожелания клиентов.
Самолёт способен
осуществлять весьма протяжённые авиаперелёты – максимальная дальность его полёта
составляет 1352 километра, что в свою очередь позволяет вести его эксплуатацию и
в настоящее время.
В качестве силовой установки на модели Gippsland GA8 Airvan используется один
поршневой шестицилиндровый воздухоохлаждаемый авиадвигатель Textron Lycoming
IO-540-K1A5 способный развивать тягу в 300 л.с., при этом, несмотря на
достаточно маломощный для этого типа воздушного судна двигатель, самолёт
способен осуществлять авиаперелёты на скоростях до 245 км\ч., что является
приемлемым.
Благодаря тому, что австралийские инженеры-конструкторы предусмотрели
возможность установки на самолёте поплавкового шасси, самолёт способен также
осуществлять и посадку на водной поверхности, что более чем подходит для
австралийского региона, где самолёт зачастую является единственным удобным видом
транспорта для осуществления авиаперелёта между набольшими островами,
фактически, не имеющими аэропортов с подготовленными взлётно-посадочными
площадками.
Цена на базовую комплектацию G8 Airvan в настоящее время установлена на уровне
$ 699 000.
Своё применение этот самолёт также нашёл и в военной авиации, где главным
образом применяется для ведения наблюдения с воздуха – на сегодняшний день
воздушное судно модели GA8 Airvan эксплуатируется военными из
Австралии, Новой Зеландии и Лесото.
В 2009 году компания Gippsland Aeronautics
была поглощена индийской корпорацией Mahindra Group,
после чего самолет стал выпускаться под маркой Mahindra Airvan
8.