Первым проектом итальянской компании Blackshape S.R.L., расположенной в Апулии (Apulia)
стал легкий многоцелевой самолет Prime, впервые взлетавший в 2007 году. В 2017 году на выставке Aero
в Фридрихсхафене компания Blackshape представила вариант с более мощным двигателем,
получивший обозначение Blackshape Gabriél (назван честь архангела Гавриила). Первый полет прототипа (I-RAII)
состоялся в 2018 году, а первого серийного самолета (I-EASA) в начале следующего.
Вместо Rotax 912 на новой машине установлен более мощный
четырехцилиндровый двигатель Lycoming IO-320-D1B мощностью 160 л.с. При максимальной взлетной массе 850 кг скороподъемность самолета выросла
почти до 8 м/с (1550 фт/мин.), максимальная скорость – до 303 км/ч (164 ktas), эксплуатационные перегрузки допускаются в диапазоне +5/-2,5. Самолет
может находиться в воздухе без дозаправки 3,2 часа.
Интересно, что он будет сертифицирован по правилам EASA CS-VLA. То есть, Gabriél переходит в новую категорию
из категорий UL и LSA, в которых находился его предшественник Blackshape Prime. Изменился и состав пилотажно-навигационного
оборудования - в комплект авиаоники самолета вошли два дисплея EFIS Evolution
2000 компании Aspen Avionics, а так же EFD1000. Blackshape
Prime стал законодателем моды в узком сегменте скоростных ультралайтов и LSA тандемов с двигателями в диапазоне мощностей 100–130
л.с. Отличительными чертами этих самолетов являются чистые аэродинамические формы, углекомпозитный планер, убирающееся шасси, а также двигатель
относительно небольшой мощности, работающий на автомобильном бензине. Все вместе это позволяло пилотам иметь самолет, способный выполнять сложный
пилотаж при относительно меньших эксплуатационных затратах. Появление Blackshape
Bk160 Gabriél в какой-то степени является отступлением от удачной концепции. Более мощный Lycoming, безусловно, увеличит
стоимость самолета, а авиационный бензин, потребный американскому мотору, поднимет и стоимость его эксплуатации. Но зато такой
мотор дает возможность использовать машину как военный учебно-тренировочный самолет.
Эта возможность была в полной мере реализована в новой версии самолета Gabriel-TP, впервые показанной на выставке Singapore Airshow 2020 в
феврале. Gabriel-TP является двухместным (по схеме тандем) монопланом с
низкорасположенным крылом, наилучшим образом подходящим для обучения военных пилотов, сертифицированным Европейским агентством по авиационной
безопасности (EASA) в категории CS-VLA. Турбовинтовой 450-сильный двигатель Roll Royce M250-B17 обеспечивает скорость 200 узлов (370 км/ч), самолет
может нести датчики и вооружение, например, ракеты с лазерным наведением, оснащен полностеклянными кабинами с системой регистрации данных, что позволяет
проводить детальный анализ результатов обучения курсанта, что превращает самолет в "нечто вроде летающей лаборатории". Функции безопасности включают в
себя защищенную военную проводку, пятиточечные ремни безопасности и противовзрывные топливные баки, а также уникальный баллистический парашют,
предназначенный для спасения как пилотов, так и самолета. Самолет может служить как в
гражданской, так и военной авиации. Его идеальные пользователи это те, кто просто хочет получить что-то быстро, хотят наслаждаться более высоким уровнем
эмоций в полете, и летные школы, которые хотят предложить более продвинутую подготовку для пилотов-стажеров при приемлемых эксплуатационных затратах,
будучи уверенными, что запасные части легко покупаются и возможно их производство в стране-эксплуатанте.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Gabriél |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина, м |
7.45 |
Высота, м |
2.45 |
Площадь крыла, м2 |
10.31 |
Масса, кг |
|
пустого |
530 |
максимальная взлетная |
850 |
Топливо, л |
128 |
Тип двигателя |
1
ПД
Lycoming IO-320-D1B |
Мощность, кВт |
1 х
160 |
Максимальная скорость, км/ч |
303 |
Крейсерская скорость, км/ч |
268 |
Практическая дальность, км |
805 |
Макс. скороподъемность,
м/мин |
472 |
Практический потолок, м |
4572 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|