Работу над
легким многоцелевым самолетом Model 72 Grizzly
американский конструктор Берт Рутан (Burt Rutan) начал в 1980 году.
Первоначально он проектировался для проверки концепции
тандемного крыла для самолета с укороченным взлетом и посадкой. Но затем
Рутан решил сделать из него полноценный легкий самолет класса "homebuilt".
Схема утка, да еще
полностью из композитных материалов вполне характерна для Рутана, но
дальше начинались различия - оба крыла были
сдвинуты вперед и имели соединения между собой в которых располагались
топливные баки. На всех четырех крыльях имеются
закрылки Фаулера (это наиболее сложное и эффективное устройство,
они, отклоняясь, перемещаются вниз и назад,
увеличивая и площадь крыла, и его кривизну). Закрылки
увеличивают площадь крыльев на 45 квадратных футов и позволяют
обеспечить великолепные характеристики короткого взлета и посадки этому
самолету. Форма крыльев Grizzly была впервые разработана на специальном
аэродинамическом компьютере фирмы Рутана. Это
было первое, что на нем рассчитали.
В конструкции Grizzly
использовался фибергласс и углепластик, все это подкреплялось
специальными "сэндвичами"
с жесткой основой. Крылья
самолета служили экспериментальной площадкой для изучения и
сравнения различных решений по материалам и структуре.
Например правое крыло было сделано из "сэндвич"-панелей
и полым внутри, а левое имело полностью заполненный центр,
сделанный по технологии впервые примененной на VariEze.
Интересно,что полное крыло не только требовало меньше времени для
постройки, но и было также легче и крепче,
чем пустотелое крыло. Топливо размещено в месте
соединения крыльев,что удаляло его от экипажа и уменьшало пожарную
опасность.
Кроме всего прочего Рутан
решил устроить в самолете кабину трансформер. У него были очень
своеобразные взгляды на подобные самолеты. В нормальном состоянии салон
перевозивший 4 человек мог превратиться в спальню для двух с кроватью
длиной 195 сантиметров.
Первый полет самолета состоялся 22 января 1982 года. После успешного
завершения всей программы испытаний самолет использовался для
буксировки другой опытной модели - Model 77-6 Solitaire. Это бы первый
раз в истории авиации США, когда FAA выдали
разрешение на буксировку опытной машины другой опытной машиной. В 1997
году после завершения всех испытательных полетов Grizzly
был передан в EAA AirVenture Museum.
Самолет испытывали в его
внедорожной конфигурации с четырьмя основными колесами низкого
давления,для посадки на мягкие и неподготовленные площадки.
Позже предполагалось оснастить его новым типом амфибийной
поплавковой системы для полетов как с воды, так и
твердых площадок. Идея этой системы была в
том,чтобы осуществлять посадки на воду и на землю не убирая колеса и не
выпуская их и рулить по воде без обычного водного руля.
Испытания этой системы сильно зависели от успехов первоначальных
испытаний самолета, но к сожалению так и не были
реализованы. "В связи с более высоким приоритетом
Solitaire и некоторыми другими обязательствами мы не считаем программу
оснащения Grizzly амфибийными поплавками сейчас возможной",-
говорил Рутан в начале 1982 года.
Grizzly был уникальным
самолетом ,нынче это зовется Three-Surface Aircraft
(самолет с тремя поверхностями или TSA)
с активной системой управления (также известен как close-coupled
canard TSA).
Проще говоря,такая
конфигурация добавляла схеме утка обычный хвост и соединяла между собой
передние горизонтальные плоскости. Такая схема самолета давала
определенные преимущества : дополнительную подъемную силу в передней
части самолета (снимает возможность сваливания),
улучшает вращательные характеристики самолета,
позволяет сократить взлетную и посадочную дистанции,
позволяет брать больше полезной нагрузки на крыло того же
размера.
Возможные недостатки
типичной TSA конфигурации это дополнительное трение обшивки
(что это значит я не понял если честно, хотя могу догадаться,что
нагрузка на фюзеляж прикладывается в 3 местах, что заставляет более
строго относиться к надежности его,возможно более высокий вес самолета,и
особенно изменение стабильности и аэроэластических характеристик. Рутан
принял это все во внимание когда представлял Grizzly в 1982 году,
в то время это был первый самолет схемы TSA который проторил путь
для более поздних Grumman X-29 и Piaggio Avanti.
То что самолет не пошел в
серию вовсе не означало провал этой задумки. Зато
он стал демонстрацией одного из трех оригинальных патентов Рутана,
"a wide-chord flap suspension system" (US
Patent Number 4614320).
Берт Рутан сформулировал
результаты программы Grizzly следующим образом: "Это
не было хорошей идеей,он никогда не был хорошим буш самолетом.Буш
самолет должен быть высокопланом,а не низкопланом и он не должен иметь
закрылки в двух или трех футах от земли ,которые будут стричь кусты.Для
меня это был эксперимент с целью показать,что можно достичь большой
подъемной силы на тандемном крыле и возможность сделать из самолета дом
на крыльях. Мне нужно было потратить больше сил и энергии на аляске на
выяснение действительно необходимых требований к буш самолету".