Голландская
фирма Hollandair была основана в 1956 году Яном Хоэкстра (Jan G.
Hoekstra). Первоначально компания занималась ремонтом небольших
самолетов. В 1957 году Хоэкстра совместно с Ван де Велбергом (JS
van de Velberg) разработали по
заказу Eerste Groningse Landbouw Sproeibedrijf проект
сельскохозяйственного самолета.
Первый
полет самолета, получившего обозначение HA-001 Libel (стрекоза),
состоялся 19 июля 1957 года. Он представлял собой одноместный высокоплан
с крыльями большого размаха, позволявшими продолжительное время лететь
на невысокой скорости и оснащенный двигателем Lycoming O-290-D2
мощностью 135 л.с. Для проведения опрыскивания
самолет оборудовался 300-литровым баком для химикатов, кроме того была
установлена система для распыления порошкообразных смесей.
До начала
1960 года HA-001 проходил испытания на аэродроме
Зистенхован (Zestienhoven) в Роттердаме. В ходе испытаний на самолете
устанавливали так же двигатели Lycoming O-320 (150 л.с.) и O-435-H
(195 л.с.).
По результатам испытаний стало понятно, что свою роль самолет выполняет
плохо и рассчитывать на коммерческий успех не стоит.
В феврале
1960 года единственный экземпляр самолета был продан рекламной компании
Skylight. 22 числа этого же месяца самолет получил гражданский
регистрационный номер (PH-NGX). При прохождении регистрации на нем
заменили двигатель на deHavilland Gipsy Major
мощностью 130 л.с.
До лета
1965 года HA-001 использовали для буксировки
рекламных баннеров. В июне 1965 года самолет во время грозы налетел на
деревья и был практически полностью уничтожен. А 10 февраля следующего
года он был полностью удален из реестра.