СКБ ХАИ становится на долгие годы одной из форм выражения идеи, программы и
локальной традиции харьковской научно-технической авиационной школы. В СКБ
студенты осуществляли не только проектирование, но и работы по научному
исследованию проблемы, изготовлению, испытанию и, что самое главное, внедрению
машин и механизмов в производство.
В 1960 году коллектив СКБ приступает к проектированию двухместного
учебно-тренировочного самолета ХАИ-18. Внешне ХАИ-18 походил на своего
предшественника ХАИ-17. Самолет представлял собой свободно-несущий моноплан с
низкорасположенным крылом большого размаха, толкающим винтом и трехопорным
шасси. Основной материал - дерево с применением металла. Места ученика и
инструктора размещались друг за другом. Управление двойное. Предполагалось, что
с мотоциклетным двигателем мощностью 50 л.с. самолет при полетном весе 500 кг
будет иметь скорость 210 км/ч и потолок 4250 м.
В 1962 году детально проработанный проект ХАИ-18 передали на один из
авиазаводов, однако самолет не был закончен постройкой и послужил основой другой
машине - самолету ХАИ-20.
В 1963 году в ХАИ сделали решительный шаг вперед, сконструировав спортивный
самолет весовой категории до 500 кг. За основу этого аппарата молодые
конструкторы А.Ф. Пильник, А.В. Олефир, С.В. Елистратов, В.Е.Гайдачук и другие,
работающие под руководством В.П. Люшнина, взяли проект самолета ХАИ-18. При
поддержке молодежи Харьковского авиазавода через три года упорного труда ХАИ-20
был готов к полетам. С чешским двигателем М-332 в 140 л.с. он имел расчетную
скорость 270 км/ч и потолок 8600 м.
25 июня 1967 года инженер ХАИ Г.Чуб совершил на новой машине первый полет.
Проведенные затем испытания на высотах до 2000 метров со скоростью 130-180 км/ч
показали хорошую устойчивость и управляемость самолета в полете, что позволяло
выполнять на нем даже некоторые фигуры высшего пилотажа.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ХАИ-20 |
Размах крыла, м |
10.44 |
Длина самолета,м |
6.80 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
310 |
максимальная взлетная |
500 |
Тип двигателя |
1 ПД
М-322 |
Мощность, л.с. |
1 х
140 |
Максимальная скорость, км/ч |
270 |
Крейсерская скорость, км/ч |
220 |
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
8600 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
ХАИ-20 |
|
Уголок неба. 2008
|