Финский инженер Юхани Хейнонен (Juhani Heinonen) начал летать в студенческом аэроклубе
Технологического университета Хельсинки, закончив который, в 1949 году стал инженером-конструктором фирмы Valmet. С 1954 года, до выхода на пенсию в
1986 году, работал в технической службе авиакомпании Finnair, где стал ведущим специалистам по турбореактивным двигателям.
В начале 1950-х годов Хейнонен занялся разработкой собственного самолета. Проект получивший
обозначение HK-1 Keltiäinen представлял собой одноместный свободнонесущий низкоплан. В качестве силовой установки инженер
взял чешский двигатель Walter Mikron III (65 л.с.), который сняли с поврежденного Praga E.114 Air Baby.
Первый полет самолета (OH-HKA) состоялся 25 августа 1954 года. После успешных испытаний
Юхани Хейнонен задумался о попытке побить мировой рекорд в категории легких самолетов со взлетным весом до 500 кг (1100 фунтов). Для перёлета на
самолёте был установлен подвесной топливный бак, а для компенсации веса топлива пришлось снять большую часть навигационных приборов и радиостанцию.
10 июня 1957 года Хейнонен на HK-1 совершил беспосадочный перёлет из Мадрида в
Турку, преодолев за 17 часов и 1 минуту расстояние в 2844 километров
(1776 миль). За это достижение Юхани получил медаль Луи Блерио (учрежденную в 1936 году)
от ФАИ, которой награждаются создатели лёгких самолётов за рекорды скорости, высоты и дальности. Необходимо отметить, что этот рекорд был преодолен
только спустя 18 лет, 2 июля 1975 года. А Юхани Хейнонен так и остался единственным в Финляндии обладателем медали Луи Блерио.
Не останавливаясь на достигнутом Хейнонен построил еще два экземпляра самолета (OH-HKB
и OH-HKC) в варианте HK-1B с двигателем Continental мощностью 65-85 л.с. и доработанной кабиной.
Все самолеты HK-1 летали до начала 1970-х годов. После чего первый HK-1 был передан для
экспозиции Финского музея авиации, расположенного возле аэропорта Хельсинки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HK-1 |
HK-1B |
Размах крыла, м |
6.86 |
6.86 |
Длина, м |
5.35 |
5.35 |
Высота, м |
2.08 |
2.08 |
Площадь крыла, м2 |
7.00 |
7.00 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
250 |
265 |
нормальная взлетная |
360 |
385 |
максимальная взлетная |
400 |
415 |
Тип двигателя |
1 ПД
Walter Mikron III |
1 ПД
Continental |
Мощность, л.с. |
1 х 65 |
1 х 85 |
Максимальная скорость , км/ч |
223 |
240 |
Крейсерская скорость , км/ч |
195 |
209 |
Практическая
дальность, км |
760 |
760 |
Скороподъемность, м/мин |
210 |
366 |
Практический потолок, м |
|
6100 |
Экипаж, чел |
1 |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|