29 марта 2000 года летчик-испытатель АК имени С.В.Ильюшина А.Д.Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый
сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ. Эта машина появилась, фактически, на развалинах сельхозавиации бывшего СССР. О необходимости в подобном самолете вспомнили в прошлом году, когда на поля южных
районов России и Казахстана хлынули полчища саранчи, а самолетов для борьбы с ними почти не осталось. О пассажирском и учебном вариантах Ил-103 в журнале рассказывалось неоднократно. Но жизнь не
стоит на месте, и конструкторы ищут пути расширения возможностей машины. И Ил-103СХ, предназначенный для авиационно-химических работ, не исключение. О замене старичка Ан-2 разговоры идут давно.
Проекты подобных машин предлагали как предприятия-ветераны авиационной промышленности, так и КБ, образовавшиеся в послеперестроечный период. Но дальше бумажных рассуждении или, в лучшем случае,
макета самолета дело не пошло. Исключение составляет Ил-103СХ. Следует напомнить, что на Ил-103, серийно строящийся в Луховицах, получены Сертификаты летной годности АРМАК СНГ и FAA США. Эти
обстоятельства должны способствовать быстрейшему продвижению машины на рынке. А американский двигатель IO-360 "Теледайн" сделает машину привлекательной и для зарубежного покупателя. Новая машина
отличается от предшественника коллекторами для распыления жидких средств защиты и подкормки растений, отсутствием шумоглушителей на двигателе. Большими стали колеса шасси, теперь самолет может
эксплуатироваться с грунтовых аэродромов.
Если заглянуть в кабину, кстати, герметизированную и защищающую пилота от контакта с химическими веществами, то можно
обнаружить на месте правого кресла бак на 200 кг химжидкости. Этот бак, а также химическое оборудование, установленные на съемной платформе в багажнике самолета, изолированы от летчика. Воздух в
кабину пилота поступает через заборник на правой стороне капота двигателя и воздушные фильтры. Ил-103СХ может выполнять авиахимические работы во всех климатических зонах не только РФ, но и в
большинстве регионов земного шара и соответствует требованиям современных «Норм безопасности полета и экологии». Самолет позволяет вносить жидкие препараты согласно "Государственному каталогу
пестицидов и агрохимикатов", разрешенных к применению на территории России.
По сравнению с Ан-2, средний расход топлива на один гектар обработанной поверхности у Ил-103СХ в шесть раз меньше, к
тому же он более автономен. Меньший состав обслуживающего персонала быстрее готовит самолет к повторному вылету, а по возможности обрабатывать небольшие поля (из-за большей скороподъемности)
Ил-103СХ вообще не имеет себе равных. За один вылет самолет опрыскивает поля площадью до 100 га. После заводских испытаний "Ил" перелетит в Краснодар. В августе планируется получить сертификат
летной годности и тогда машине откроется дорога в большую жизнь, тем более, что, по оценкам ГосНИИ ГА, для аппаратов подобного класса имеется надежный платежеспособный спрос. У Ил-103СХ есть все
шансы стать одним из основных отечественных самолетов сельхозавиации.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-103СХ |
Размах крыла, м |
10.56 |
Длина, м |
8.00 |
Высота, м |
3.135 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
765 |
максимальная взлетная |
1310 |
Топливо, кг |
150 |
Тип двигателя |
1 ПД Teledyne Continental Motors IO-360ES |
Мощность, л.с. |
1 х 210 |
Максимальная скорость, км/ч |
250 |
Рабочая скорость, км/ч |
150-170 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Рабочий потолок, м |
3000-5000 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
200 кг химжидкости |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|